Музыка моего народа

01 февраля , 2017, 13:30

Об азербайджанской музыке можно рассказывать долго. Лучше слушать. Музыка - это то, что наряду с языком и кухней позволяет нам и вдали от исторической родины чувствовать себя азербайджанцами. Кто-то слушает Полада Бюльбюль оглы, Рашида Бейбутова и Муслима Магомаева. Кто-то классику Кара Караева и Фикрета Амирова. Кому-то по душе джаз Вагифа Мустафазаде, а кому-то популярные песенки современной азербайджанской эстрады. Но сегодня мы об истоках. О нашей народной музыке. О мугаме и музыке ашугов.

 

Мугам

Величие азербайджанской музыки, ее глубина и роскошь, ее суть – мугам. Не случайно в 2008 году мугам решением ЮНЕСКО объявлен одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».

У мугама много общего с арабским макамом или персидским дестгяхом. Но наш мугам отделен.

Когда-то Узеир Гаджибеков написал об ученом-музыковеде из Шуши Навваб Мир Мохсин Хаджи Сеиде Ахмед оглу Карабаги. Этот музыковед XIX века писал о том, что своего расцвета музыка Ближнего Востока достигла к XIV веку. «И гордо возвысилась она, - поэтично писал Навваб Карабаги, - в виде двенадцатиколонного и шестибашенного «сооружения – дестгях», с высоты которого открывался вид на все четыре стороны света: от Андалузин до Китая и от средней Африки до Кавказа». В строительстве этого "дворца музыкальной культуры", как считал шушинский музыковед, принимали участие Фараби и Авиценна.

12 колонн, на которых, казалось, прочно держалось музыкальное "сооружение", представляли собой 12 основных мугамов, a 6 башен - 6 авазат (вспомогательный тип ладов, в основном вокального пения). Кстати, «макам» по-арабски означает остановку, в суфийской терминологии – «станция души».

«В связи с социально-экономическими и политическими изменениями, происшедшими к концу XIV века, - писал Узеир Гаджибеков, - в этом величественном музыкальном "сооружении" появились роковые трещины, приведшие в конце концов к тому, что колонны и башни этого "сооружения" развалились и оно рухнуло».

Народы Ближнего Востока использовали ценные "обломки" развалившегося "музыкального здания" и вместе с собственным "ладостроительным" материалом построили, каждый в отдельности, свой собственный "музыкальный храм" в стиле, характерном для каждого народа. Естественно, что название 12 классических мугамов, а также сами мугамы подверглись большим пертурбациям: то, что раньше считали самостоятельным мугамом, у одних народов стало отделом мугама и, наоборот, то, что раньше называлось отделом - стало самостоятельным мугамом. Также одно и то же название мугамов и их отделов у разных народов стало обозначать разные понятия.

Единственный мугам, который сумел противостоять сокрушительному влиянию времени и событий, это был и есть мугам "Раст". Устои этого мугама настолько крепки и логичны, что вполне оправдывают значение названия мугама: "Раст" – значит, прямой, правильный. "Раст" называют матерью мугамов.

Всего же в азербайджанском мугамате семь ладов-мугамов: Раст, Шур, Сегях, Чахаргях, Шуштер, Баяты-Шираз, Гумаюн и несколько дополнительных мугамов.

Мугам - циклическая композиция, сочетающая в себе каноническое, отшлифованное веками начало и большой простор для импровизации. Самобытный средневековый джаз Востока.

Мугам многоголосен. И хотя партию вокала исполняет один человек, другие голоса добавляют музыкальные инструменты, у каждого из которых будет время и возможность для сольной партии. Будет время для речитатива лирических газелей известных поэтов, и для  вокала – теснифа, и для инструментальных частей – ренгов.

Великими исполнителями мугамов были певцы Гаджи Гули, Кечачи Мамед, Ислам Абдуллаев, Меджид Бейбутов, Мешади Джамиль Амиров, Джаббар Карягды, Сеид Шушинский, Зульфи Адигезалов.  Великими таристами Садыхджан (он собственно и реформировал этот музыкальный инструмент), Примов, Мансуров, Бакиханов. Ну и важное: большая часть мугаматистов родом из Карабаха, в частности из Шуши. Там – сердце азербайджанской музыки. Разве может человек жить без сердца? Только на короткое время медицинской операции. А потом ему сердце возвращают.

 

Ашуги

В списке шедевров устного и нематериального наследия человечества Азербайджан представлен четырьмя явлениями. Кроме мугама это ковроткачество, празднование дня весеннего равноденствия – Новруз и творчество ашугов. В список ЮНЕСКО этот азербайджанский музыкальный жанр вошел в 2009 году.

Ашуг – певец, сказитель, поэт, подыгрывающий себе на музыкальном инструменте. Что-то вроде современного барда, только вместо гитары – саз.

Ашуг – слово романтическое. От слова «эшг» - любовь. Но поют ашуги не только о любви. Их выступления могут быть и социальными, и политическими, призывать к патриотизму, звать к освобождению. Не случайно ашугское творчество веками называлось «эл анасы» - мать народа.

Это творчество было многожанровым. Тут были и героико-эпические сказания дастаны, и песни-нравоучения устаднаме, и дифирамбы гезеллеме, и лирические песни шекести и мисри, и веселые, остроумные состязания дейишме.

Ашуги аккомпанируют себе на сазе, три струны которого чаще всего настроены так, что создают несложную форму гармонического многоголосия. У этого искусства есть определенные стилистические признаки. Среди них многократные точные или вариантные повторы коротких попевок, иногда одного звука, небольшой диапазон мелодий. Их свыше 80, они уже давно стали классикой и каждая имеет множество импровизационных вариантов.

Саз – единственный музыкальный инструмент ашугов. Он делается из тутового дерева, а шейка — из ореха. Верх корпуса покрывается тонкой деревянной декой и на гриф навязывают 16-17 ладков. У саза древняя история. Старинной его разновидностью был гопуз («высокое звучание» в переводе со старотюркского), выточенный из цельного дерева и обтянутый кожей. На трехструнном гопузе играли предтечи ашугов озаны. Гопуз упоминается еще в дастане Деде Горгуд.

Прошло время, вместо гопуза появилась более усовершенствованная форма – саз, озанов сменили ашуги. А Деде Горгуд все так же звучит в их исполнении. Как и Деде Аббас, Деде Ядигяр, Деде Гасым, Деде Керем.

В современном Азербайджане профессиональных ашугов разделяют на две категории: исполнители и поэты. Исполнители вносят лишь различного рода изменения и вариации в свои дастаны и сказания.

А ашуги-поэты занимаются еще и поэтическим творчеством. Таких называют устадами, то есть «выдающимися мастерами». Устады имели свои школы, где обучали своих учеников азам ашугского творчества. К устадам можно отнести таких одаренных поэтов, как Гурбани, Ашуг Аббас из Туфаргана, Хесте Касум, Ашуг Валех, Ашуг Алескер), Ашуг Гусейн из Бозалгана, Саят-Нова и многие другие.

Их традиции продолжают сегодня Зелимхан Ягуб, выходец из Борчалы и, кстати, депутат азербайджанского парламента, Ильхам Аслан, Али Товузлы, Ашуг Зульфия и другие. Старинное искусство возрождается.

 

Илаха АЛЕКПЕРОВА 


1376 просмотров

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Новости по теме


Поздравляем
Наверх