Насими - мыслитель всего Востока

22 февраля , 2017, 22:40

   История народов Востока знает немало личностей с железной волей, которые шли на казнь за свои убеждения, не изменяя им до последнего дыхания. Однако ни одна из этих казней не была так трагична и мучительна, как казнь Насими — мученика больших идей. Именно поэтому вот уже более пяти веков его славное имя превозносится на Востоке как символ мужества, геройства, непоколебимой воли, верности своим убеждениям, о нем создают легенды и пишут художественные произведения.

Выдающийся мыслитель и поэт Азербайджана и всего Востока Сейид Али Имадеддин  Насими родился в 1370 году. Некоторые исследователи считают, что он родом из Баку, другие - которых большинство, местом его рождения считают Шемаху-столицу государства Ширваншахов.

Отец поэта Сейид Мухаммед, был хорошо известной в Ширване личностью. Шемаха после принятия ислама становится одним из крупных центров культуры. Здесь имелось много школ, университетов, общественных и частных библиотек, популярных на Востоке поэтических и музыкальных меджлисов. Из Шемахи вышла целая плеяда ученых и поэтов, среди которых особенно надо отметить великого поэта Афзаладдина  Хагани. Здесь проходят школьные годы Насими. Анализ произведений поэта показывает, что Насими в Шемахе смог получить образование, соответствующее всем требованиям лучших университетов того времени. Он прекрасно знает классическую литературу и философию Востока и Древней Греции, свободно владеет основами мусульманской и христианской теологии, глубоко изучил медицину, астрономию и астрологию, математику, логику и др. Он настолько хорошо владеет языками, что в равной степени свободно пишет стихи на азербайджанском, фарсидском и арабском языках. Его азербайджанский язык очень богат и в то же время близок к народной речи, обогащен множеством пословиц и поговорок, крылатых фраз. Его рубаи близки к азербайджанским народным стихам-баятам. В поэзии Насими упоминаются имена великих поэтов и ученых Азербайджана и других стран Востока - Али ибн Сины, Хагани, Низами, Фелеки, Халладжа Мансура, Фазлуллаха Наими, Шейха Махмуда Шабустари, Овхади Марагаи и др.

Насими считается корифеем жанра диван в азербайджанской поэзии. Он создал диван из 15 тысяч строк на азербайджанском, а из 5 тысяч строк – на фарсидском языках; ряд стихов Насими написал на арабском языке. Насими создал первые шедевры азербайджанской поэзии, заложив основы азербайджанского литературного языка. Газели поэта считаются жемчужинами азербайджанского  культурного наследия.

  Насими вырос среди ремесленников; изучал математику, астрономию, логику и теологию.    В зрелые годы Насими познакомился с основателем секты хуруфизма Фазлуллахом Найми из Астрабада и до конца жизни следовал идеалам этого поэта и мыслителя. Насими  взял себе в качестве псевдонима в основу его имя.  "Насм" в переводе с арабского означает - и "утренний ветерок" и "душа".      Фазлуллах Найми - пропагандист хуруфитских пантеистических идей-был в то время властителем дум передовой части общества. Кроме того он был поклонником иранского суфия и поэта X века Гусейна Халладжа Мансура, который говорил: «Я — Божественная истина!». Так Мансур выражал мысль, что Бог, или частица Бога в каждом из нас. В своих стихах Насими часто повторяет эту фразу. Большое место в жизни Наими занимает Баку, где он создает центр хуруфитского движения. В Баку и в Азербайджане были написаны его основные произведения, в том числе "Джавидан-намэ" ("Книга о вечности") или "Джавидан-е Кабир" ("Великая вечность"), "Васиййет-намэ" ("Завещание"). Наими очень энергично пропагандирует свое учение и вскоре оно распространяется по всему Азербайджану и проникает во многие страны Ближнего Востока и Средней Азии. Наими даже пытается привлечь на свою сторону Тимура, но его арестовывают и в 1394 году казнят в крепости Алинджа-кала, недалеко от Нахчывана, где он и похоронен. Фазлуллах предвидит такой конец и последний свой труд "Васиййат-намэ", написанный перед казнью, является его завещанием соратникам с программой дальнейшей борьбы.

 Следуя указаниям Наими видные хуруфиты покидают родные места и разносят идеи своего великого учителя по всему Востоку.

После казни своего наставника Насими не мог более оставаться в Азербайджане.  Насими покидает пределы Ширвана и отправляется в Багдад, посещает другие города Ирака, а также Турции, где он продолжает распространять идеи хуруфизма.  Везде его бунтарская поэзия пользовалась огромным успехом, поэт находил себе сторонников среди всех слоев общества. Но в официальных кругах его считали еретиком. За это поэт неоднократно подвергался гонениям и был брошен в темницу.  Творчество  Насими носило бунтарский характер, оно призывало к борьбе с социальной несправедливостью, против насилия над личностью, тирании и жестокости правителей. Его стихи воспевали красоту и разум человека, служили освобождению личности от всякого рода условностей, отказу от аскетизма, фанатизма и религиозных догм.  Пламенные стихи поэта - философа находят широкую аудиторию, их переписывают, учат наизусть, читают и поют на базарных площадях. Согласно широко распространенной легенде, именно это привело его на эшафот в сирийском городе Халебе (Алеппо).

Молодой хуруфит, ученик поэта, окруженный толпой на базаре читает еретические стихи своего учителя. Его хватают и так как ради спасения Насими он стихи признает своими, его приговаривают к смертной казни через повешение. Весть об этом доходит до Насими, который в это время чинит башмаки у сапожника. Поэт спешит на место казни, признает свое авторство и гибнет страшной смертью.  Египетский  Султан  Муайад, приказал содрать с него кожу и его тело в течение семи дней выставить в Халебе на всеобщее обозрение, отрубив ему руки и ноги. Так завершил свою жизнь великий поэт и мыслитель, имя которого вошло в историю как имя борца за раскрепощение человечества.

Легенды рассказывают о мужественном и стойком поведении Насими во время казни. Согласно преданию, один из богословов, присутствовавших на казни, заявил, что кровь Насими проклята, и всё, на что она попадёт, должно быть отрублено мечом и выжжено огнём. Сразу после его слов, капля крови Насими попала на палец самого богослова. Толпа присутствовавших на казни людей потребовала отрубить палец, на что богослов, испугавшись за свой палец, стал отвечать, что он говорил иносказательно. Умирающий поэт успел сочинить по этому поводу ставшее затем пословицей двустишие:

                      Попробуй захиду лишь палец один отрубить,

                     Отрекшись от правды, он будет пощады просить.

                     А здесь, поглядите, с живого всю кожу сдирают!..

                    Кто истинно любит, без стонов и слез умирает.

  Во время казни поэт не отрекается от своих убеждений и во всеуслышание произносит: «Я — истина», «Cам бог». Растерявшиеся перед стойкостью и мужеством поэта богословы с иронией спросили умирающего Насими: "Какой ты бог, если бледнеешь, теряя кровь? "Поэт ответил: " О невежда, ты не можешь уразуметь, что я - солнце любви на небосклоне вечности. А перед закатом солнце всегда бледнеет!"

  Похоронен Насими в Халебе в семейном пантеоне, который до настоящего времени считается святилищем. Паломникам,  посещающим это святое место присваивается почетное имя "Насими". В 1970-х годах могилу Насими посетил Первый секретарь ЦК Компартии Азербайджанской ССР Гейдар Алиев. Комплекс мавзолея Насими находится в исторической части Алеппо (Халеб) и включен в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Он включен в число архитектурных памятников, охраняемых сирийским государством. 600-летний юбилей поэта был отмечен ЮНЕСКО в 1971году. Диван Насими был издан в 1972 году в Азербайджане. В 1980 году в Баку был установлен памятник великому поэту.

           …Старик — я в то же время молод, я лук с тугою тетивой.

              Я власть, я вечное богатство, — но сам в века я не вмещусь.

              Хотя сегодня Насими я, и хашимит и корейшит,

             Я — меньше, чем моя же слава, — но я и в славу не вмещусь.

Идеи Насими выходили далеко за рамки его хуруфитских воззрений. Своими пламенными стихами он утверждал мир реальный, земной, с его горечью и невзгодами, но и с его высокими духовными свершениями, красотой и благородными страстями человека, подобного богу.

Велика роль Насими в развитии азербайджанского литературного языка. По энциклопедии «Ираника», составленной Колумбийским университетом, он признается первым азербайджанским поэтом.  Создавая свои произведения на трех языках-азербайджанском, арабском и фарси, он способствовал дальнейшему совершенствованию родного азербайджанского языка, на котором отныне с одинаковой художественной силой прозвучали и любовные и философские стихи.

  Насими оставил богатое лирическое наследие: газели, касыды, рубай.

Лирика его пленяет своей страстностью, огненным темпераментом и философичностью. Не только в своих программных, но и в лирических стихах, воспевая любовь, женскую красоту, поэт подводит читателя к обобщениям, носящим поистине глобальный характер.

Народный  писатель Азербайджана Мирза Ибрагимов сказал: « Как подлинно большой художник, Насими творчески освоив лучшие традиции не только родной литературы, но и литературы других народов Ближнего Востока, создал качественно новую поэзию. Его поэзия воспевала человека, звучала как гимн человеку.»

 

                                                     Вхожу ли я в мечеть, иду ли мимо храма

                                                     Направо я иду, налево или прямо,

                                                     Я думаю о том и убеждаюсь в том,

                                                    Что бог-любой из нас, из сыновей Адама!

                                                                           

  Специально для ВАК,

  «Azerbaijan Realities»

 


1582 просмотра

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Поздравляем
Наверх