О чем поют ашуги

24 апреля , 2017, 16:30

В 2009 году на четвертой сессии Комитета по защите нематериального наследия ЮНЕСКО,  искусство азербайджанских ашугов было включено в репрезентативный список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Ашугов в Азербайджане издавна называют «Эл анасы» («Мать народа»), они выражали чаяния народа, защищали свободу любви, пели о преданности родине. Ашугское творчество отличается широким и разнообразным содержанием. 

                   

Исторический ракурс

Ашугская традиция в азербайджанской культуре берет свое начало с XV-XVI веков, но само искусство имеет более древнюю историю, например озаны творили еще в X—XI веках.

Озаны были огузскими сказителями и певцами, сопровождающими свои рассказы игрой на гопузе и имеющие особое духовное влияние среди огузов. К известным памятникам озанов относится огузский героический эпос «Книга деда Горгуда». 1300 лет тому назад Деде Горгуд мечтал о мире и спокойствии, желал, чтобы озаны пели и играли. Ибо озан - это мудрый аксакал, осведомленный обо всем. Согласно мифологическим преданиям, гопуз был изобретен именно Деде Горгудом, он же прекрасно на нем исполнял.

Истории известны такие озаны, как Деде Аббас, Ядигяр, Гасым, Керем.

Озанско-ашугская музыка Азербайджана имела огромное влияние на другие виды своего  музыкального фольклора, а в последующем и на творчество современных композиторов.

Но в XVII веке озаны  ушли с исторической арены. Распространение арабского языка, литературы, и  культуры, направленные на идеи ислама, нарушало основы озанского искусства.

Впервые неповторимыми особенностями ашугской музыки воспользовался великий композитор У.Гаджибеков (в опере «Короглу»). Другой известный композитор, мастерски сочетавший специфику ашугской музыки с техническими средствами современной музыки, был Гара Гараев, который во второй части своей третьей симфонии, создал их прекрасное сочетание.

Жанры ашугской музыки

Основные жанры национальной поэзии — гошма, дастан, устаднаме, а также их поэтические формы — герайлы, дивани, теджнис.

Гошма - самая распространенная форма народного стихосложения. Количество слогов в «гошма» достигает 11. Гошма подразделяются на ряд подвидов:

кочаклама — форма, при которой происходит воспевание героических деяний или самих героев;

ташлама — вид, при котором критикуются общественные или человеческие пороки, агыт – это поминальное песнопение.

Дастан - жанр, известный не только в восточной, но и в западной поэзии. В дастанах ашуги повествуют о героических деяниях, любовных историях, важных исторических событиях. В стилистическом и слоговом отношении они во многом напоминают гошма, однако отличаются количеством четверостиший, тематикой и смыслом.

Устаднаме - традиционные темы состоят из песен-наставлений и нравоучений.

Гюзеллеме - один из подвидов гошма в нем происходит описание природных красот или восхваление лучших человеческих свойств.

Манеры исполнения

У азербайджанских ашугов манеры исполнения отличаются по специфическим особенностям местного творчества. К примеру, ашуги, представляющие такие регионы, как  Кедабек, Кельбаджар, Газах, Товуз, Борчалы, заметно отличаются своим индивидуальным мастерством. Часто выступление ашуга сопровождают исполнитель на балабане и ансамбль духовых инструментов, но главным музыкальным инструментом ашуга является саз. Основные азербайджанские народные инструменты: тар, деф (в трио мугаматистов), саз (в творчестве ашугов), нагара, гоша-нагара (в праздничных обрядах).

По творческим способностям ашуги различаются:

Ашуг-поэт - в народе уста ашуг (ашуг-мастер) — сочиняет дастаны, каравелли, стихи, создает песни, поет и играет на сазе, исполнение сопровождает танцевальными движениями.

Ашуг-инструменталист – распространяет произведения знаменитых ашугов, поет и играет на сазе, иногда пританцовывая.

Ашуг-рассказчик иногда выступает один (соло), аккомпанируя себе на сазе. Ашуга может сопровождать дудукист, который, пританцовывая, движется рядом с ним.

Ашуги выступают не только соло, но и ансамблями, состоящими обычно из четырех исполнителей — ашуга, двух дудукистов и барабанщика. Ашугский ансамбль составляют также саз с балабаном и ударным инструментом.

Репертуар

Репертуар ашугов не ограничивается дастанами: он разнообразен по жанрам и очень конкретен по тематике, всегда заостренной социально. Ашуги знают сказки (нагыл), любовно-лирические песни, песни-восхваления (гезеллеме), песни нравоучительные (устаднаме) и сатирические. Ашуги сочиняют в таких поэтических формах, как пятистишие (мухеммес) и двустишие (дубэйт), широко пользуются стихом, построенным на фонемах, которые не требуют смыкания губ (додах-деймез). Многие ашуги помнили по 50—60 дастанов, десятки рассказов, повестей и сказок.

В прошлом ашуги выступали в чайханах, караван-сараях, на базарных площадях. В их репертуаре было много прекрасных поэтических образцов. Напевы ашугов музыкально несложны, но являются ритмически четкими. Эти напевы являются традиционными и передаются из поколения в поколение. При этом одни мотивы предназначаются только для героических стихов, другие — только для лирических.

Манера исполнения одних и тех же напевов у разных ашугов различна и зависит от личного вкуса и темперамента. Наиболее распространенным жанром творчества ашугов является любовная лирика. А самой интересной формой ашугского творчества является музыкально-поэтический турнир — дэйишмэ, участники которого состязаются в загадках, вопросах и ответах. При этом если один из ашугов не смог ответить в стихотворной форме противнику или не сумел разгадать загадки, победитель имел право на саз побежденного.

Возрождение ашугского искусства

После обретения Азербайджаном независимости ашугам оказывается государственная поддержка и организуются гастроли по всему миру. Так, в мае 2009 года в Лувре состоялся концерт азербайджанских ашугов. Известен диск «Антология азербайджанской ашугской музыки». Во Франции выходец из Азербайджана Фредрик Газахбейли создал музыкальную группу «Газах» и включил в ее программу ашугскую музыку. Один из солистов группы француз Мелука Обри озвучил песню Микаила Азафлы «Аманды». Песни вошли в альбом La fibre.

В Товузском районе Азербайджана создан единственный в республике музей саза. В Кедабекском районе функционирует школа ашугского мастерства.  

Известные ашуги

Ашуг Гурбани - жил в эпоху, когда на смену озанам, пришли ашуги. Лирические произведения Гурбани пронизаны любовью к родине и попыткой выразить человеческое мировоззрение сквозь призму чувств, что в полной мере характеризовало сущность жанра ашугов. Творчество Гурбани оказало сильное влияние на развитие ашугской поэзии. Народный дастан «Гурбани» XVII—XVIII веков запечатлел в себе эпизоды из биографии поэта и образцы его лирики.

Ашуг Валех — азербайджанский ашуг XVIII века. Ашуг Валех, прадед великого азербайджанского тариста и музыканта Гурбана Примова. Лирика Ашуга Валеха оказала влияние на дальнейшее развитие письменной азербайджанской литературы. Он поддерживал тесные связи со знаменитым азербайджанским поэтом и политическим деятелем того времени, визирем Карабахского ханства Молла Панах Вагифом, с которым дружил и вел поэтические беседы. 

Ашуг Алескер – родился в 1821году. Народный поэт-импровизатор. Создавал ашугские напевы на свои стихи и виртуозно исполнял их на сазе. Его репертуар охватывал десятки классических дастанов и ашугских напевов. Тематика поэзии Ашуга Алескера - тяжелая доля людей труда, революционные события 1905 года, реалистические сцены крестьянского быта, красота природы. Он возглавлял ашугскую школу.

Ашуг Шамшир - родился 15 марта 1893 года в селе Дамирчидам Кельбаджарского района Азербайджана. Особенное место в творчестве ашуга Шамшира занимали восхваления - «Гезеллеме», «Яныг Кереми», «Дилгеми», «Афшари», «Шерили». Все произведения творческого наследия выдающегося ашуга-письменника изданы и переиздаются на родном и русском языках.

Ашуг Пери - видный представитель азербайджанской женской ашугской школы первой половины XIX века. Считается основателем женского ашугского творчества.

Хесте Касум — азербайджанский ашуг и поэт XVIII века, известный в народе также как и Деде Касум. Считал себя потомком Физули.

Ашуг Адалят - один из видных представителей Газахской ашугской школы. Заслуженный деятель искусств Азербайджана.

 


766 просмотров

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Поздравляем
Наверх