Возможный визит Папы Римского в Баку. Мнения экспертов

11 февраля , 2016, 15:32

Папа Римский Франциск может посетить Азербайджан в сентябре этого года. Источником информации стало ТАСС, которое ссылается на «осведомленные круги папской администрации». Визит в Азербайджан осуществится в рамках поездки предстоятеля Римско-католической церкви на Южный Кавказ. Папа Римский также посетит Грузию и Армению.

Между тем нельзя не сказать, что у турков и азербайджанцев еще остался осадок после того шага Папы Римского, когда Франциск в связи со 100-летием «геноцида армян» в присутствии президента Армении Сержа Саргсяна и представителей Армянской апостольской церкви отслужил траурную мессу в римском Соборе Святого Петра, Во время мессы Франциск заявил, что в XX веке человечество пережило три «больших неслыханных трагедии» – «геноцид армян», нацизм и сталинизм». МИД Турции резко раскритиковал слова понтифика, а посол Турции был отозван из Ватикана. А до этого, во время визита Папы Римского в Анкару в ноябре 2014 года, понтифик выразил надежду, что турецко-армянская граница в скором временем будет открыта, чем вызвал волну негативных комментариев со стороны турецких и азербайджанских экспертов и СМИ, которые говорили о том, что Римско-католическая церковь вмешивается в турецко-армянские отношения, встает на сторону Армении, и обвинили Франциска в политике двойных стандартов.

VAKinfo решил узнать у экспертов, что они думают о возможном визите Папы Римского в Азербайджан.

«Несмотря на то что Папа Римский Франциск выступил в компании с армянами, я так понимаю, что Баку не возражал против его визита и не перекрыл ему дорогу», – отметил председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. – Видимо, склонил голову перед величием его клерикального поста, поскольку на западном пространстве или, можно даже сказать, в рамках глобального общества, Папа Римский – это клерикал № 1. И это производит оцепеняющее, гипнотизирующее влияние на руководства национальных суверенных администраций. То, что Папа делает такого рода визит, это понятно, потому что «католическая» обозначает «вселенская», и католики рассматривают всю территорию земли, независимо от того, какая конфессия и какой закон утверждены на этих землях, как зону своего присутствия. Происходит это потому, что католическая политика зиждется на понятии «царь Иисус», то есть царь мира. А если Иисус – царь мира, то для него открыты все границы. И в этом смысле для него нет разницы – Южный Кавказ это или, например, Апеннины. Точно так же и для ислама нет ограничений, потому что ислам не рассматривает себя как религию, привязанную к определенной территории, географической зоне. Он должен себя чувствовать дома и на Аляске, и в Австралии.

Я думаю, что визит Папы Римского в Баку связан конкретно с его же шокирующим, но не получившим должного освещения, должного резонанса,  высказыванием о том, что Третья мировая война уже началась. И эта война, что очевидно, большинством игроков на политической сцене пока не понята как текущая, им кажется, что вроде бы еще ничего не началось и еще что-то можно переиграть. Сегодня Южный Кавказ является одним из фронтов этой войны. И потому Франциск едет в этот регион как клерикал № 1 подпитаться тонкими политическими энергиями, которые исходят из местного движения, из зоны взлома. Не так уж много осталось на земле мест силы, которые интересуют Ватикан, и Кавказ – одно из таких мест.

Со своей стороны редактор сайта islam.az («Ислам в Азербайджане») Вусал Алиев напомнил, что последний раз предстоятель Римско-католической церкви Папа Римский посещал Азербайджан в 2002 году, и тогда это был Иоанн Павел Второй. «Я считаю, что нынешний возможный визит является позитивным для отношений Ватикана и Азербайджана. А если говорить о том, что Папа Римский участвовал в 2015 году в мессе по случаю 100-летия так называемого геноцида армян, то это совсем не означает, что в связи с этим стоит резко высказываться. Эта проблема «геноцида армян» является актуальной не только для Турции, и ее нужно решать посредством диалога».

Как и отметил Вусал Алиев, последний раз глава Римско-католической церкви – на тот момент Иоанн Павел Второй – посещал Азербайджан в мае 2002 года, еще когда президентом Азербайджанской Республики был Гейдар Алиев.

Тогда целью поездки Ватикан назвал гармонизацию отношений между разными  религиозными направлениями. Но реальной целью визита Папы Римского СМИ называли политическую причину, а именно вклад Ватикана в решение нагорно-карабахского конфликта.

Во время визита Иоанн Павел Второй заявил, что сегодня как никогда для Запада важно открыть для себя ценности и культуру Востока, а Азербайджан – это своеобразное окно. «Здесь у врат Востока слышен скрежет оружия, и главное – сделать все, чтобы мир окончательно не скатился в пучину кровопролития», – отметил глава Римско-католической церкви. Также Папа Римский призвал лидеров религиозных конфессий выступить с осуждением насилия.

Во время пребывания в Азербайджане понтифик встретился с представителями основных религиозных конфессий страны и провел мессу на территории Дворца ручных игр.

Хотя дипломатические отношения между Азербайджаном и Ватиканом были установлены в 1992 году, активного сотрудничества между сторонами не было. Визит Папы Римского в 2002 году в азербайджанскую столицу открыл новую страницу в жизни Римско-католической церкви Азербайджана. Во-первых, сам по себе первый визит главы Римско-католической церкви в республику после развала Советского Союза и обретения Азербайджаном независимости, говорил о многом. И это на фоне того, что на тот момент визит в Россию Папа Римский так и не совершил. Во-вторых, толчком к укреплению отношений Ватикана и Азербайджана стало то, что в ходе визита понтифика президент Гейдар Алиев подарил католической общине участок земли для строительства нового католического храма, первый камень в основании которого тогда же Папа Римский и освятил.

С уверенностью можно сказать, что за эти 14 лет, особенно в последние годы, отношения Ватикана и Азербайджана складываются не просто позитивно, а весьма плодотворно. Большая заслуга в этом принадлежит первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой.

В 2008 году Азербайджан посетил государственный секретарь Святого престола кардинал Тарчизио Бертоне.

6 июля 2011 года Святой престол ратифицировал соглашение между Баку и Ватиканом о правовом статусе Римскр-католической церкви в Азербайджане. Ватикан подчеркнул, что прежде ни с одной страной не подписывал такого соглашения.

В январе 2012 года Папа Римский Бенедикт XVI в ходе своего ежегодного выступления перед представителями дипкорпуса заявил: «Ватикан стремится развивать отношения с различными государствами. И в качестве позитивного примера могут послужить отношения Святого престола с Азербайджаном», – тем самым особо выделив отношения с нашей страной.

В июне 2012 года в Риме во время визита в итальянскую столицу первой леди Азербайджана, президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой между Фондом и Святым престолом было подписано «Соглашение о реставрации римских катакомб». Свои подписи под документом поставили Мехрибан Алиева и председатель Папской комиссии по священной археологии кардинал Джанфранко Равази. 

В ноябре 2012 года по инициативе Фонда Гейдара Алиева в Ватикане прошла выставка «Исторический взгляд на жемчужины Азербайджана», приуроченная к 20-й годовщине установления дипломатических отношений между Азербайджаном и Ватиканом. На выставке были представлены азербайджанские культурные ценности разных эпох. Азербайджан стал первой мусульманской страной, организовавшей в Ватикане такого рода выставку.

В марте 2015 года президент Азербайджана Ильхам Алиев и первая леди Мехрибан Алиева с официальным визитом прибыли в Ватикан, где встретились с Папой Римским Франциском.

Отметим, что по данным официального сайта Римско-католической церкви в Азербайджане, сегодня в Азербайджанской Республике насчитывается порядка 500 человек, исповедующих католичество.

Анна Усанова


2407 просмотров

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Новости по теме


Наверх