Отношения между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией в политической, экономической и культурной сферах

21 апреля , 2018, 17:03

На современном этапе во внешнеполитической деятельности Азербайджанской Республики, одно из центральных мест занимает «российское направление». Этому во многом способствуют многовековые традиции политических, экономических и культурных взаимоотношений между обеими странами.

 Истоки азербайджано-российских связей уходят своими корнями в глубокое прошлое. По свидетельству арабских путешественников IХ-Х вв. Ибн Фадлана, Ибн Хордадбека, Масуди и других, славянские купцы спускались по Волге и вели торговлю со странами Кавказа (15,с.11). В свою очередь, азербайджанские купцы совершали далекие поездки в земли восточных славян. В целом, именно купцы, будучи своего рода дипломатическими посланниками, играли важную роль в налаживании торгово-экономических, политических и культурных связей между Азербайджаном и Русью.

 Следует отметить и тот факт, что Азербайджанское государство Ширваншахов одним из первых на Востоке установило дипломатические отношения с Русским государством. В 60-х. гг. ХV в. были установлены дипломатические отношения между другим азербайджанским государством – Ак-Коюнлу и московским государством, а также состоялся обмен посольствами (18,с.71-75). Первое известное нам посольство из Азербайджана в Московское государство во главе с Гасан-беком было отправлено ширваншахом Фаррух Яссаром в 1465 году. Посольство Гасан-бека явилось первым шагом в установлении официальных политических и торговых отношений с Московским государством.

 Посольство ширваншаха Фаррух Яссара подготовило почву для отправки в последующие годы различных посланников в Московское государство и для снаряжения ответных посольств. Уже через год Иван III отправил в Шемаху ответное посольство во главе с Василием Папиным, которое вручило ширваншаху дары и грамоты царя о союзе и дружбе (15,с.13). Это явилось первым посольством Русского государства в страны Востока. В целом, установившиеся дружеские отношения между обоими государствами в дальнейшем во многом обеспечивали безопасность южных границ Русского государства и северных границ Ширвана.

 Свое дальнейшее развитие азербайджано-российские отношения получили в ХVI веке, в особенности, при правлении царя Ивана IV, стремящегося установить тесные связи с Сефевидским государством и интенсифицировать торговые отношения с Востоком посредством Волжско-Каспийского водного пути (16,с.42-47). В 1563 году был заключен торговый договор между Москвой и Ширваном «для пользы обоим нациям содержать доброе согласие» (15,с.17).

 В течении ХVII века продолжались поддерживаться дипломатические отношения между Сефевидским и Русским государствами, происходил обмен посольствами, а также участились поездки русских и азербайджанских купцов и пр.

 В ХVIII веке при правлении Петра I и Екатерины II усиливается военно-политическая экспансия Российской империи в южном направлении. Наряду с этим, не прерывались торгово-экономические отношения между некоторыми азербайджанскими ханствами и, в особенности, Кубинским, с Россией. Так, например, в 1787 году в Петербург прибыло посольство Кубинского ханства в составе 12 человек, возглавляемое М. Велиевым с просьбой о принятии этого ханства под покровительство России.

 Начало ХIХ века ознаменовалось завоеванием Россией Северного Азербайджана в результате двух русско-иранских войн 1804-1813 гг. и 1826-1828 гг.. Это позволило России значительно усилить свое военно-политическое присутствие на Кавказе и контролировать практически весь обширный Каспийский регион. К тому же, бурное экономическое развитие страны во второй половине ХIХ века и наличие огромных запасов нефти привело к превращению Баку в основную топливную базу Российской империи, а после оккупации Азербайджана в конце апреля 1920 года – и Советского Союза. В период вхождения Азербайджана в состав СССР, страна поставляла центру высокие сорта нефти, различные виды нефтепродуктов, продукции цветной и черной металлургии, высококачественное нефтяное оборудование, электроприборы электрооборудование, кондиционеры, электронную и радиотехническую продукцию, широкий ассортимент товаров легкой промышленности, а также различные виды продукции сельского хозяйства.

 После приобретения Азербайджаном независимости стороны вынуждены были приступить к созданию принципиально новой договорно-правовой базы. Уже в декабре 1991 года было подписано двустороннее Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве на 1992 год, а в феврале 1992 года азербайджанской стороне был передан проект «большого» межгосударственного договора о дружбе и сотрудничестве» (17,1993,№4,VI).

 Между тем, 5 октября 1992 года Милли Меджлис отказался ратифицировать документы о вступлении Азербайджана в СНГ. Через неделю, 12 октября в Москву прибыл с официальным визитом А. Эльчибек, который всячески демонстрировал свою независимость и вел беседы с российским руководством исключительно на азербайджанском языке через переводчика.

 Важным моментом в Договоре было обеспечение прав граждан обоих государств. Каждая из сторон взяла на себя обязательство предоставлять постоянно проживающим на ее территории гражданам другой стороны имущественные и социальные права на тех же основаниях и в том же объеме, как и своим собственным гражданам. Таким образом, гражданин Азербайджана, проживающий на территории России, должен был иметь практически равный социальный статус с российскими гражданами. То же самое предусматривалось и в отношении граждан России, проживающих в Азербайджане.

 Оценивая итоги переговоров, президент России отметил, что хотя обе стороны «шли к договору непросто, братские отношения между народами Азербайджана и России мы должны сберечь и двигаться дальше по пути прогресса и цивилизации» (7,1992,14X).

 В свою очередь, президент Азербайджана заявил, что заключение договора с Россией не является каким-то особым событием, поскольку в стадии подготовки находятся аналогичные документы с Турцией, США, Великобританией, Египтом и Израилем. Было также подчеркнуто, что Азербайджан не собирается стать членом СНГ, поскольку не видит в этом перспектив, а намерен строить свою внешнюю политику со всеми странами мира на основе взаимной выгоды и безопасности (22,с.301-302).

 Подобные заявления президента Азербайджана не могли не вызвать негативную реакцию российской стороны. Не случайно, что подписанный российско-азербайджанский договор так и не был ратифицирован Государственной Думой Российской Федерации.

 В целом, в 1993 году в азербайджано-российских отношениях накопилось столько проблем, что говорить о партнерстве, сотрудничестве, не говоря уже о дружеских отношениях, было просто не возможно. Взаимные обвинения и упреки, обмен достаточно резкими посланиями и нотами протеста не прекращались. Все это приводило к тому, что оба государства фактически находились в этот период в стадии противостояния.

 Лишь после прихода к власти Г.А. Алиева летом 1993 года наметились тенденции к нормализации азербайджано-российских отношений. В своей речи после избрания председателем Верховного Совета 15 июня 1993 года Г.А Алиев особо подчеркивал что «между Азербайджаном и Россией, бывшими союзными республиками издавна сложились тесные экономические, культурные и чисто человеческие отношения и их нельзя рвать по живому» (3,1993,16 VI). В бесе с послом России в Баку, состоявшийся 16 июня 1993 года, Г.А. Алиев отмечал, что Азербайджан является сторонником расширения и углубления взаимовыгодных двусторонних политических, экономических и культурных связей со своим северном соседом (8,1993,16 VI).

 6 сентября 1993 года в ходе состоявшихся в Москве переговоров между Г.А. Алиевым и Б.Н. Ельциным было объявлено о вступлении азербайджано-российских отношений на новый этап. Важным внешнеполитическим шагом азербайджанской дипломатии явилось подписании 26 сентября того же года документов о вступлении страны в СНГ.

 Предпринимая шаги по нормализации отношений с Россией, руководство Азербайджана, прежде всего, рассчитывало, что в ответ российское руководство окажет содействие в урегулировании Армяно-Азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта. Однако, явная поддержка армянской стороны, постепенно оккупирующей все новые и новые районы Азербайджана, привела, в конце концов, к новому этапу охлаждения азербайджано-российских отношений. Как справедливо отмечает российский историк-международник С.И. Чернявский, «в этот период у России не только не было целенаправленной линии на укрепление добрососедских связей с Азербайджаном, но и, более того, ряд шагов со стороны России не был продуманным и дружественным» (22, с.306).

 Все это, в конце концов, послужило одной из причин перехода Азербайджана на линию сближения с Западом. К тому же, ослабленная в экономическом отношении Россия не могла оказать реальный помощи в экономическом возрождении своего южного соседа и, тем более, конкурировать с ведущими западными компаниями в разработке нефтяных месторождений азербайджанского сектора Каспийского моря.

 Помимо официальных органов к российскому руководству с соответствующими обращениями выступали и представители научной интеллигенции, деятели культуры, различных общественных организаций и даже российские граждане, проживающие в Азербайджане.

 Тем не менее, несмотря на наличие определенных сложностей во взаимоотношениях в результате многочисленных встреч, бесед и переговоров с высшими должностными лицами России и Азербайджана были подписаны основополагающие документы, способствовавшие дальнейшему развитию двусторонних связей. Основным из них был подписанный 3 июля 1997 года в Москве «Договор о дружбе, сотрудничестве и безопасности между Азербайджаном и Россией». В отличие от аналогичного документа 1992 года обновленный Договор предусматривал взаимные меры по подержанию безопасности в случае возникновения угрозы одной из сторон и предотвращению региональных конфликтов. Стороны обязались не предпринимать каких-либо военных, финансовых, экономических мер, направленных против другой стороны. Срок действия Договора был рассчитан на 10 лет и при взаимном согласии сторон он мог быть автоматически продлен еще на пять лет.

 Помимо этого договора, на уровне правительств были подписаны еще четыре соглашения – об урегулировании проблемы взаимных долгов, о сотрудничестве в области валютной деятельности, об избежании двойного налогообложения, о безвизовом передвижении граждан двух стран.

Российско-азербайджанский Договор о дружбе, сотрудничестве и безопасности от 3 июля 1997 года стал предметом горячих обсуждений в ходе заседания Милли Меджлиса, посвященного его ратификации. В стенах парламента в этот день звучали достаточно жесткие реплики: «стоит ли торопиться с ратификацией этого договора, ведь Россия проводит политику двойных стандартов, что может привести не только к эскалации армяно-азербайджанского конфликта, но и обострить ситуацию во всем Закавказье», «Пока вооружение находится в Армении, мы не будем ратифицировать договор», «Россия сама толкает махровых армянских националистов на тропу войны, поэтому не стоит ей доверять, а тем более заключать какие-то договоры», «у российских политиков одна цель-утвердить свою роль в качестве доминирующей силы в регионе и тем самым заставить азербайджанцев с их стратегическими нефтяными запасами вернуться на российскую орбиту» и т.п. (4).

 Лишь после выступления спикера парламента М.Алескерова, отметившего, что для Азербайджана крайне важно развивать дальнейшие связи с Россией во всех сферах, особенно, когда в проблеме со статусом Каспия есть подвижки, договор был ратифицирован.

 На данном заседании были также ратифицированы и другие соглашения, повлиявшие на развитие двусторонних отношений – «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Азербайджанской Республики», «Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев», «Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогооблажения в отношении налогов на доходы и имущество» и ряд других.

 В целом же, не смотря на ряд проблем в азербайджано-российских отношениях в этот период, к весне 1997 года были подписаны и претворялись в жизнь более 40 основополагающих договорных документов, регулирующих связи между обоими государствами в различных областях (6). Среди них важное значение имели Соглашение между правительствами Российской Федерации и Азербайджанской Республики о торгово-экономическом сотрудничестве до 2000 года (1996 г.), Соглашение о транспортировке азербайджанской нефти по российской территории (1996 г.) и др.

 К весне 1998 года число российско-азербайджанских соглашений достигло 62, причем половина из них касались вопросов экономического сотрудничества, а остальные о партнерстве в области культуры, образования и т.д. (20).

 Что же касается российско-азербайджанских отношений на современном этапе, то позитивные изменения в них произошли после прихода в начале 2000 года к руководству Россией В.В.Путина. Большое значение имело налаживание еще в 1999 году дружественных контактов между Г.А.Алиевым и В.В.Путиным, когда он посетил Баку еще в бытность последнего директором ФСБ России. При следующей встрече, состоявшейся в Киеве 30 ноября 1999 года, когда В.Путин уже был председателем правительства, их беседа носила откровенно дружественный характер.

 Обращаясь к президенту Азербайджана, В.Путин подчеркивал свое личное уважение к Г.Алиеву, называя его «гарантом дружбы с Россией». Выступая на пресс-конференции в Киеве, В.Путин отмечал, что «Гейдар Алиев известен в Российской Федерации как крупный политический деятель не только Азербайджана, но и бывшего Советского Союза». Далее В.Путин особо подчеркнул, что «мы благодарны Президенту Азербайджана за ту позицию, которую он занял в ходе последнего саммита в Стамбуле. Азербайджан поддержал Россию, мы это знаем и благодарны ему за это. Мы благодарны ему так же за позицию по борьбе с терроризмом (5,с.170). В свою очередь, отвечая на вопросы политических обозревателей межгосударственной телерадиокомпании «Мир», российской радиостанции «Маяк» и «Независимой газеты» 15 июня 2000 года, президент Азербайджанской Республики Г.А.Алиев особо подчеркнул, что «после избрания Владимира Владимировича Путина Президентом открываются большие возможности не только для улучшения и развития отношений между Азербайджаном и Россией, а также большие возможности и для повышения эффективности СНГ» (19). Все эти контакты и заявления во многом способствовали тому, что азербайджано-российские отношения стали постепенно выправляться.

 Коренной перелом в азербайджано-российских отношениях наступил в первый же год наступившего нового столетия. Начало этому процессу положил официальный визит президента Российской Федерации В.В.Путина в Азербайджан, состоявшийся 9-10 января 2001 года.

 Переговоры Г.А.Алиева и В.В.Путина стали важным этапом в укреплении политического диалога на высшем уровне.

 Главы государств обсудили все сферы двустороннего сотрудничества, в том числе региональные и международные проблемы, вопросы совместной борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, вызывающие озабоченность обоих стран.

 Одним из важнейших аспектов в азербайджано-российских отношениях являются экономические взаимосвязи. Первые попытки их налаживания относятся к началу 90-ых годов. 30 сентября 1992 года в Баку с однодневным рабочим визитом прибыл исполняющий обязанности председателя правительства России Е.Гейдар. После его переговоров с азербайджанской стороной был подписан ряд межправительственных документов, в том числе торгово-экономическое соглашения, которые в условиях перехода к рыночной экономике способствовали заключению между руководителями министерств, ведомств и предприятий прямых горизонтальных договоров. Предполагалась также создание предприятий, в том числе с участием третьих стран (9,№42,1993,23.III).

 Особое внимание уделялось нуждам топливо-энергетического комплекса. Важной особенностью заключенного соглашения являлось и то, что впервые при его подготовке стороны не подсчитывали стоимостные балансы по ввозу и вывозу продукции. Это стало возможным благодаря тому, что расчеты за взаимные поставки должны были осуществляться по договорным ценам, выгодным предприятию, а не по фиксированным, как прежде.

 По высказыванию премьер-министра Азербайджана «после встреч с Е.Гейдаром практически не осталось ни одного нерешенного вопроса по проблемам взаиморасчетов, расширение и ускорения товарооборота, создания совместных рыночных структур» (22,с.300).

 Безусловно, наиболее сложной проблемой в азербайджано-российских торгово-экономических отношениях была нефтяная проблема. Она задевала коренные экономические интересы, как Азербайджана, так и России. Администрация А.Эльчибека отдавала предпочтение заключению нефтяных контрактов без России, с ведущими нефтяными компаниями Великобритании, США, Норвегии и Турции. Ведущую же роль стал играть альянс «Бритиш Потрелеум» с норвежской компанией «Статойл». Осенью 1992 года ими было создано совместное предприятие с азербайджанскими государственными предприятиями «Азеринефть» и «Касморнефтегаз» для совместной разработки трех месторождений – Гюнешли, Азери и Чигар.

 Однако смена власти в Азербайджане, происшедшая летом 1993 года, внесла существенные коррективы в нефтяную политику страны. Новое руководство отложило подписание контракта с западными компаниями на несколько месяцев, и заявило о намерении пересмотреть его условия.

 5 ноября 1999 года в Баку между Государственной Нефтяной Компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) был подписан Меморандум о взаимопонимании, в котором ЛУКойл «заявила о своем желании участвовать в создании Совместного Предприятия по реабилитации и доразработке нефтяных и газовых месторождений в юго-западной акватории Каспийского моря» (1,№3,2001,с.687). Достаточно отметить лишь тот факт ,что компания «ЛУКойл» к 2001 году вложила в Азербайджан примерно 500 млн. долларов инвестиций (11,2001,16 Х).

 В свою очередь, и азербайджанский капитал начинает свое проникновение на российский финансовой рынок. В частности, в 2002 году в самом центре Москвы был открыт дочерний банк МБА – «Международный банк Азербайджана – Москва» с уставным капиталом 10 млн. евро (12,2002,31.1.). Причем, имидж этого банка как крупнейшего по своим активам банка Южного Кавказа, серьезность его намерений утвердиться на российском банковском рынке привлекают многих российских финансистов и предпринимателей к активному сотрудничеству с «МБА – Москва». В свою очередь, в этом же году в Баку был открыт российский банк «Никойл».

 Как и в политической сфере, экономическое сотрудничество между Азербайджаном и Россией получило свое более динамичное развитие после начала президентства В.В.Путина.

 С 1999 года Россия занимает в импорте Азербайджана первое место. Ведущую позицию Россия занимала в импортных операциях Азербайджана и ранее: в 1991-1993 гг., но в последующие годы, вследствие роста импорта из промышленно развитых стран, происходило снижение ее доли. Наиболее важным фактором, усиливающим долю России в импорте, являлось отсутствие конкуренции на внутреннем рынке Азербайджана. Вместе с тем экономический потенциал России позволяет ей поощрять и укреплять торговые связи с Азербайджаном для восстановления взаимовыгодных связей.

 На пятом заседании Межправительственный комиссии по экономическому сотрудничеству между Азербайджаном и Россией, состоявшемся в Москве 24 апреля 2001 года приводились данные о товарообороте между обоими странами, который за 2000 год вырос по сравнению с 1999 годом на 24% и составил 266,4 млн. долларов США (российский экспорт – 134,7 млн. долларов США, российский импорт – 131,7 млн. долларов США). По данным же Госкомстата Азербайджана объем товарооборота с Россией за 2000 год вырос по сравнению с 1999 годом на 12,5% и составил 347,6 млн. долларов США (азербайджанский экспорт – 98,3 млн. долларов США, азербайджанский импорт – 249,3 млн. долларов США.

 Товарооборот России и Азербайджана в 2003 году вырос по сравнению с 2002 годом на 40% и превысил 500 млн. долларов США (по данным Госкомстата Азербайджана- 530 млн. долларов США). Для России во внешнеторговых операциях доля Азербайджана оставалась стабильно высокий – по итогам 2003 года она составила свыше 10%, в том числе 15% в импорте и 6% в экспорте Азербайджана. В торговле Азербайджана со странами СНГ удельный вес России был еще выше – почти 46% (2,№7,2001,с.1533).

 В соответствии с «Договором между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией о транзите азербайджанской нефти через территорию Российской Федерации» от 18 января 1996 года продолжалась транспортировка азербайджанской нефти через российскую территорию по «северному маршруту» (Баку-Новороссийск). Причем объем перекачки нефти постепенно увеличивался. Так, если в 1999 году было транспортировано по этому нефтепроводу 1,9 млн. тонн азербайджанской нефти, то в 2002 году эта цифра достигла 2,5 млн. тонн (2,№7,2001,с.1535).

 Поставки же российского природного газа в 2002 году в Азербайджан достигли 4,5 млрд. куб.м., в то время, как в 2001 году – всего 3,5 млрд. куб.м. Помимо этого, ОАО РАО «ЕЭС Росии» утверждена «Комплексная программа повышения надежности работы межгосударственного транзита 330 кВ ЕЭС Россия – Дагестан – Азербайджан», которая включает в себя ряд мероприятий, направленных на обеспечение бесперебойной работы энергосистем Азербайджана и России (21,2001,27 VI).

 Между Азербайджаном и Россией заключено около 80 межгосударственных, межправительственных соглашений, которые регламентируют различные стороны сотрудничества.

 Важным аспектом в российско-азербайджанских отношений на современном этапе являются культурные взаимосвязи, имеющие достаточно глубокие исторические корни. Начиная с середины ХIХ века, передовые представители азербайджанской и российской интеллигенции – М.Ф.Ахундов, А.Бакиханов, Г.Зардаби, С.А.Ширвани, А.С.Пушкин, М.К.Лермантов, А.Бестужев – Марлинский, Л.Полонский и многие другие укрепили дружеские связи между двумя странами.

 Значительным вкладом в развитии российско-азербайджанских отношений стал и 2005год – год Азербайджана в России, открытие которого состоялось 16 февраля в ходе рабочего визита Президента Азербайджана И.Г.Алиева в Москву. В ходе переговоров глав обоих государств был особо отмечен существенный прогресс по всем спектрам взаимовыгодного сотрудничества, в том числе и в области культуры, образования и науки.

 Среди факторов, способствующих укреплению азербайджано-российских взаимоотношений в гуманитарной сфере, является сфера образования. Особо следует отметить и деятельность как центральных, так и региональных организаций почти двухмиллионной азербайджанской диаспоры России.

Начиная со второй половины 90-х годов, процесс создания различных организаций азербайджанской диаспоры в России стал более интенсивным. Данному процессу в немалой степени способствовало особое внимание к этой проблеме со стороны Президента Азербайджана Г.А.Алиева. Выступая с большой речью на учредительном собрании Всероссийского конгресса азербайджанцев в Москве, состоявшемся в двадцатых числах июня 2000 года, Президент Азербайджана Г.А.Алиев особо подчеркивал, что «мы не должны разделять сейчас азербайджанцев, что это гражданин России, это не гражданин России – все азербайджанцы. Граждане России- азербайджанцы имеют больше возможностей, они могут пользоваться соответствующими государственными структурами России – и это для поддержания азербайджанских общин, и для защиты интересов тех азербайджанцев, которые не имеют российского гражданства» (10,№121,2000,28 VI). В своем приветствии соотечественникам, проживающим в России, Г.А.Алиев отмечал, что «мы по праву гордимся сыновьями и дочерями Азербайджана, нашими всемирно известными соотечественниками, которые внесли весомый вклад в российскую науку, культуру, литературу и искусство, в экономику» (13,№58,2002,29.III). Следует отметить тот факт, что в ходе визитов в Россию Г.Алиев неоднократно встречался с представителями азербайджанской диаспоры, выступал перед ними с речами, призывая их достойно представлять свою историческую Родину (14,№109,2002,12 VI).

 Созданный при поддержке Президента Азербайджанской Республики и Российской Федерации Всероссийский Азербайджанский Конгресс объединял 73 региональные отделения и общественные организации, созданные в 67 регионах России. Во многих российских регионах были подписаны Соглашения о взаимодействии, была достигнута договоренность об оказании помощи азербайджанской диаспоре в реализации их прав и интересов на местах. Но в мае 1917 года Верховный суд России приостановил деятельность Всероссийского Конгресса. При этом Министерство Юстиции Российской Федерации не выдвинуло ни одного обвинения по деятельности данной организации.

 22 июля 2017 года в Сочи состоялась рабочая встреча президента России Владимира Путина и президента Азербайджана Ильхама Алиева. В.Путин же встречая И.Алиева, заявил буквально следующее: «Рад возможности с вами поговорить и о наших двухсторонних отношениях, и о том, как ситуация складывается в регионе – она не простая. Но надеюсь, что и наша сегодняшняя встреча будет способствовать тому, что мы поищем пути решения всех сложных проблем, но и, разумеется, поговорим о том, как развиваются двусторонние связи между Азербайджаном и Российской Федерацией». И.Алиев отметил: «Мы удовлетворены высоким уровнем наших отношений, активно сотрудничаем в политической, торгово-экономической, гуманитарной сферах».

 Итак, как видим, два эти высказывания объединяет одна общая мысль: фактор наличия «непростой ситуации в регионе» и необходимость развития двусторонних отношений. Разница только в том, что В.Путин поставил на первую позицию ситуацию в регионе, а И.Алиев отметил «необходимость в периодических консультациях по важным вопросам региональной, мировой политики и, конечно, по двусторонним отношениям, вопросам укрепления безопасности в нашем регионе». Нюанс, но важный, учитывая, что переговоры между В.Путиным и И.Алиевым носили конфиденциальный и, надо полагать, предметный характер.

 Президент Азербайджана Ильхам Алиев принимая делегацию, возглавляемую главой МИД России Сергеем Лавровым отметил хорошие результаты в торгово-экономической сфере: «В этом году у нас рост товарооборота, рост взаимных инвестиций. Новые возможности открываются в транспортной сфере. Традиционная сфера сотрудничества - это гуманитарное сотрудничество».

 Президент Ильхам Алиев подчеркнул, что отношения между Азербайджаном и Россией могут служить примером для всех соседей и всех партнеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог краткому анализу текущего периода российско-азербайджанского сотрудничества, важно подчеркнуть его созидательный характер, нацеленность на расширения взаимодействия в различных сферах. Стратегические линии определены руководством России и Азербайджана, а практическая реализация согласованных планов возложена не в последнюю очередь на дипломатов обеих сторон.

Россию с Азербайджаном объединяют общность исторических судеб народов, бесценный политический, экономический и духовный потенциал. Жизнь подтвердила, что, как и прежде, Россия нуждается в Азербайджане, так же, как и Азербайджан нуждается в России. Отношения между двумя суверенными государствами – Россией и Азербайджаном – обрели прагматичный, деловой и взаимовыгодный характер, учитывающий, прежде всего, национальные интересы каждой страны.

 

АФШАН ЭФЕНДИЕВА

Магистр Казанского (Приволжского) Федерального Университета им.Ленина Российской Федерации


1068 просмотров

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Новости по теме


Поздравляем
Наверх