«У каждого свой внутренний город…», или Немного о новом фильме Ильгара Сафата

03 марта , 2016, 18:51

Общественное мнение – бич социума. Где, как не в Азербайджане, это известно. Все и всегда интересуются, как ты живешь, что ты сказал. Обсуждают, когда оступился или пошел не по утвержденным обществом законам, заглядывают в душу. И порой это общественное мнение просто может не дать шанса на новую жизнь, зарубает надежду на корню. Но ведь у каждого человека свой «внутренний город» души…

На днях в Баку вышел фильм «Внутренний город» (İçəri Şəhər) кино- и театрального режиссера Ильгара Сафата, чья картина  «Участок» (Sahə) в 2010 году попала в лонг-лист фильмов, претендующих на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

«Внутренний город» снят по заказу Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики на киностудии «Азербайджанфильм».

Автор идеи фильма Тахмина Рафаэлла, авторы сценария Тахмина Рафаэлла и Ильгар Сафат, режиссер-постановщик Ильгар Сафат, оператор-постановщик Лука Коассин (Италия), художник-постановщик Бутунай Ахвердиев, исполнительный продюсер Ульви Гасымов, продюсер Мушвиг Хатамов. Съемки картины проходили в Баку и Загатале.

«Внутренний город» – социально-психологическая драма. В основе сюжета фильма, по сути, вызов двух героев обществу. Этот вызов рождается не по воле героев, так складывается их жизнь – здесь и сейчас. Девушка, годящаяся в дочери ветерану Карабахской войны, становится его ученицей. Мужчина преподает героине уроки игры на фортепиано, и та влюбляется в него.

Действие фильма происходит в Ичеришехер. И сочетание  «Внутренний город» подразумевает не только конкретное место, где разворачивается сюжет, есть и другое значение. Внутренний город – это душевный мир каждого из героев с его переживаниями, предрассудками, решениями. Недаром само сочетание вынесено в название фильма, а одной из главных цитат картины является «У каждого свой внутренний город…».

Создатели фильма нашли те «кнопочки» в сердце азербайджанского зрителя, с помощью которых могут получить ту самую отдачу, которой всегда ждут, когда снимают фильм. Выбраны очень острые темы для азербайджанского общества: здесь фигурирует и Карабахская война, и общественное мнение, и любовь, и музыка, которые связывают героев. Такая опасная смесь в одном фильме, темы-раны азербайджанских реалий. Но все эти опасные темы, собранные воедино, подаются так тонко, что зритель искренне сопереживает героям.

Корреспондент VAKinfo решил узнать у режиссера фильма Ильгара Сафата и исполнителей главных ролей Тахмины Рафаэллы и Фирдовси Атакишиева, что они лично думают о выходе фильма в свет, о своих героях и главных темах, поднятых в кинокартине.

Тахмина Рафаэлла, исполнительница роли Арзу:  «Первый вариант сценария я написала еще 2 года назад. То, что фильм вышел на экраны, очень много значит для меня.  «Внутренний город» является для меня репрезентацией того, что мне хотелось бы изменить в нашем обществе. Особенно это касается отношения одних людей к другим (особенно к женщинам), к тем, кто отличается от большинства иными представлениями о ценностях. Моя героиня – девушка, которая находит частичку себя в ветеране Карабахской войны Рафаэле, между ними складываются отношения. Каждый герой ведет внутреннюю борьбу с собой. Перед Арзу и Рафаэлем встает необходимость сделать выбор: идти за своим сердцем или следовать пути, который уже предначертан для людей в нашем обществе (особенно это касается женщин)».

Фирдовси Атакишиев, исполнитель роли Рафаэля: «Состоялась премьера, я наконец-то увидел фильм полностью. Фильм замечательный! Cчитаю, что и мой персонаж хорошо получился – подлинным, настоящим, без пафоса, без сентиментализма.

С режиссером фильма Ильгаром Сафатом работалось замечательно. Это моя первая работа с ним, и я очень доволен.

Очень хорошая интересная команда у нас сложилась, интернациональная: оператор – итальянец, его помощник француз, звукорежиссеры из Санкт-Петербурга и Грузии. И очень приятно было ощущать царившую на съемочной площадке творческую атмосферу. Люди говорили на разных языках – английском, итальянском, азербайджанском, французском, русском. Такой вот международный проект у нас получился.

Главная тема фильма лежит на поверхности – любовь девушки к ветерану Карабахской войны. Такая тема всегда очень опасна. В ней важно не скатиться до штампов, стереотипов, поэтому свою роль приходилось хорошенько обдумывать, много работать, стараться очень деликатно исполнять ее, чтобы в отношениях двух героев не оказалось пошлости, слащавости, чтобы не низвести все происходящее в фильме до некоего индийского кино. На самом деле действительно очень много пришлось работать. И я был крайне осторожен в воплощении образа своего героя.

Одна из центральных тем фильма, неизлечимая болезнь нашей планеты – общественное мнение. Общество решает за человека, формирует о нем мнение. И как бы мы ни старались быть самостоятельными, независимыми, общественное мнение о нас все равно работает. Оно работает как машина, как идеология социума. И эта идеология существует всегда, а люди иногда становятся жертвами этого режима. И тут уже, в условиях общественного мнения, общественного давления, любовь отходит на второй план, потому что над героями довлеет общественное «надо правильно жить».

Внутренний город моего героя там, где он живет. А живет он очень замкнуто. В его внутреннем городе очень темно. И вот появляется в его жизни свет, благодаря этому свету он  только-только приходит в себя, только-только пробуждается. В его жизни появляется что-то хорошее, однако герою не суждено насладиться этим светом, потому что общественное мнение решает все. Герой отказывается от этого света, он снова теряет все и уже навсегда уходит в никуда».

Ильгар Сафат, режиссер: «Я очень рад, что фильм наконец дошел до зрителей, и, судя по реакции зала, был ими принят. Не часто у нас увидишь, кода после двух часов просмотра картины люди не встают с мест даже на финальных титрах. Зрители подходили ко мне с покрасневшими глазами и признавались, что фильм их тронул, что они на многих эпизодах плакали. Самые разные, незнакомые люди подходили и благодарили за фильм. Ради таких минут мы и работаем. Это очень приятно. 

О том, что создатели хотели сказать фильмом, что донести до зрителя

Во «Внутреннем городе» сталкиваются два мира. Мир тонких чувств, возвышенных эмоций, мир классический музыки, одухотворенности и рутина, обыденность, мещанство. Наша героиня, как в лабиринте, блуждает между этими двумя мирами. Душа ее тянется к свету, к романтизму, но среда, окружение  ее удерживают, не отпускают. Мы все проходим через конфликт взросления, и от юношеского максимализма зачастую приходим к рутине. Не буду пересказывать фабулу, чтобы не раскрывать всех нюансов.  Забавно, что эти два мира столкнулись и на премьере.

По поводу того, что одной из главных идей фильма является тезис «У каждого свой внутренний город»…

Внешнее пространство всего лишь отражение внутреннего. Если в городе живут хамы, город будет замусорен. Если в душе у человека помойка, это проявится и в его речи, в поведении. И наоборот, одухотворенного человека, как и одухотворенный город, видно сразу, по проявлениям. Мы сами выстраиваем свой внутренний город и живем в том духовном пространстве, которое создаем. Можно забросить свой внутренний город, и тогда в нем остановится жизнь, и все зарастет сорняком. Но можно этот город превратить в сакральное пространство, наполненное светом. Все зависит от наших усилий и запросов.

Как в фильме переплетаются две ипостаси – война и музыка и какую роль они играют в кинокартине

Музыка, как поиск гармонии, лежит в основе фильма. Главная героиня Арзу ищет эту гармонию в себе, в классической музыке, в литературе, в людях. Война же, напротив, – это пространство ужаса, ненависти, душевной травмы Рафаэля. Война разрушила его духовный мир, погрузила в лабиринт отчаяния, из которого он не может выйти. Карабах в воспоминаниях Рафаэля – это потерянный рай. И только через музыку, через гармонию, через любовь к Арзу он снова обретает надежду. Рафаэль находит в себе силы жить дальше, выходит из своего лабиринта».

 

 

 Анна Усанова


3400 просмотров

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Новости по теме


Поздравляем
Наверх