Тимур Аскеров: Танец – вся моя жизнь

29 февраля , 2016, 11:37

Более пяти лет в Санкт-Петербурге проживает наш соотечественник Тимур Аскеров. Это единственный азербайджанец – солист Мариинского театра. С труппой легендарного театра Тимур гастролирует в странах Европы, Азии и Америки. Он родился и вырос в Баку. Окончил Бакинское хореографическое училище в 2008 году, признан лучшим среди мужчин танцором в дуэтной номинации Международного конкурса артистов балета и хореографов, который проходил в Большом театре в июне 2013 года под председательством Юрия Григоровича. О нелегком выборе театра и особенностях профессии Тимур рассказал в интервью газете VAKinfo.

– Тимур, с чего начинался ваш профессиональный путь?

– Все началось в 1998 году. Я посещал кружок национальных танцев. Вскоре этот кружок закрылся, и тогда я попросил родителей отдать меня в хореографическую школу. Мое обучение профессии началось с третьего класса, так как первые два класса я отучился в общеобразовательной школе. Тогда я даже не думал о классическом балете. Мне просто хотелось танцевать. Затем я поступил в хореографическое училище. Эти годы учебы были волшебными. Когда на смену скучным упражнениям у станка в первых классах пришло время заняться основами классического танца, нас взял опытный педагог Сергей Богданов. Своей выучкой, профессионализмом и даже известным педантизмом он как-то естественно уберег нас, мальчишек, от лени, бесшабашности, дал понять, что балет – дело очень трудное и серьезное, требует безграничной требовательности к себе. Сергей Владимирович бескомпромиссно добивался чистоты каждого движения, выразительности позы и даже осмысленного поворота головы. Он буквально гнул и ломал нас собственными руками, требуя запомнить ощущение в каждой позиции и отчетливо осознавать, как удобнее связывать азбучные элементы в комбинациях, как эстетично, естественно, не подчеркивая усилий, переходить из одной части той или иной танцевальной фразы к следующей в соответствии с рисунком поставленного балетмейстером танца. Вместе с учителем мы вырабатывали манеры, упорно добивались чистоты любой детали, не прощая себе неряшливости или случайностей. Сергей Владимирович научил нас, придавая огромное значение технике, уделять особое внимание психологической проработке образов, характеров. Даже в неурочное время, оставшись в классе, мы, превозмогая боль, тянулись в шпагате, выворачивали колени, отрабатывали полетные прыжки, учились вертеть как можно больше пируэтов.

– А что было потом?

– После окончания училища в 2008 году я работал в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета, а спустя год, в 2009-м, в Национальном академическом театре оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.

– А как вы оказались в знаменитой Мариинке?

– Можно сказать, что помог случай. Дело в том, что в Киеве я работал с педагогом, который в свое время воспитал звезду мировой величины, одного из лучших танцоров балета Леонида Сарафанова. В то время он уже работал в Мариинском театре и, вернувшись на Украину, решил проведать своего педагога. В тот день, когда он пришел в оперный театр, мы отрабатывали упражнения. Он застал нас в рабочем процессе. Нас познакомили, мы стали общаться, и он посоветовал мне попробовать силы в Питере. Сарафанов рассказал обо мне художественному руководителю Мариинки. Спустя месяц мне предложили работу в этом театре. Я не сразу согласился, ведь в киевском театре был задействован во всех спектаклях. Я понимал, что в такой момент очень опасно что-то менять и начинать все заново. Ведь в новом театре, где тебя еще не знают, пришлось бы все делать с нуля, показывать себя, завоевывать доверие, добиваться главных ролей, переучиваться. Но все же я согласился. Руководители Мариинки предложили выгодные условия сотрудничества.

Кроме смены работы вам пришлось поменять и город, и страну, и окружение...

– Признаться, это была одна из причин, из-за чего я не торопился уезжать из Киева в Санкт-Петербург. Меня останавливала именно смена обстановки, места жительства. В Киеве я привык ко всему. У меня были друзья, круг общения, люди, которым я доверял. А пришлось все бросать и переезжать в другой город, где еще предстояло адаптироваться. Поначалу было сложно, однако о своем решении я не пожалел.

А как вас приняли в Мариинке? В театрах, говорят, немало конкуренции и зависти, вам пришлось с этим столкнуться?

– Мариинский театр, как и любой другой большой театр, очень жесткий к новичкам. Там огромная конкуренция, и это естественно. Возможно, кто-то и считает желание быть первым конкуренцией, но для меня все артисты – это коллеги по работе. У нас не бывает конфликтов. Каждый артист в нашем театре заинтересован в успешном выступлении всей труппы.

– В каких спектаклях вы задействованы сейчас?

– За годы работы в Мариинском театре я станцевал практически все ведущие партии классического репертуара. И сейчас я задействован почти во всех спектаклях нашего театра: в «Спящей красавице», «Баядерке», «Лебедином озере» и других.

– Вы выступали в трех театрах – Бакинском, Киевском и теперь Мариинском. Каждый театр – отдельная школа. Чему научила вас каждая из трех школ? 

– Бакинская школа дала мне очень многое. В первую очередь, путевку в дальнейшую профессиональную жизнь. В Азербайджане помимо классического балета также изучаются народный фольклор, народные танцы. Там прекрасные педагоги азербайджанских танцев, о чем можно судить по качеству выступления Азербайджанского государственного ансамбля народных танцев. За год работы в Азербайджанском государственном театре оперы и балета мне довелось станцевать лишь в одном спектакле – «Девичья башня». Это прекрасный балет, в котором есть как классические движения, так и национальные. Работа в Баку стала хорошей подготовкой к выходу на более высокий уровень. Кстати, это отметили и высоко оценили хореографы следующих театров, где я работал.
В Киевском театре я познакомился с большими классическими произведениями. Это балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В Баку, к сожалению, «Лебединое озеро» ставят очень редко и в нем в основном задействованы зарубежные артисты. Моим первым большим спектаклем стал «Щелкунчик». В Баку он идет в постановке Рафиги Ахундовой. Что касается Мариинского театра, то здесь я познакомился с этими же балетами, но в оригинальном виде. В целом мне интересно наблюдать и учиться новым вещам, познавая новые грани творчества.

– Какими качествами должен обладать артист балета, на ваш взгляд?

– Есть одна формула, она довольна проста. Целеустремленность, упорство и трудолюбие. Эти три качества должны преобладать в любом артисте.

– Каковы ваши планы? Хотелось бы вам перебраться в Большой театр?

– Танец – вся моя жизнь. Пока других планов я не строю. А что касается Большого, то с профессиональной точки зрения покидать Мариинку неприоритетно, да я и не хочу. 

 

                                                                                Беседовала Илаха Алекперова 

 


7123 просмотра

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Новости по теме


Поздравляем
Наверх