Лев Шимелов: Я убежден, что Апшерон рождает специфический юмор

21 марта , 2016, 15:31

Актер, сценарист, режиссер, заслуженный артист России Лев Павлович Шимелов родился и вырос в Баку. Работал конферансье джаз-оркестра Азербайджана, вел передачи на Азербайджанском телевидении. В 1965-1975 годах работал в Московском мюзик-холле. Лев Павлович и сегодня ставит спектакли на московских театральных площадках. О любви к исторической родине и преданности своему делу артист Шимелов рассказал в интервью ВАК.

– Лев Павлович, значительная часть вашей жизни прошла в Баку. Каким остался этот город в вашей памяти?

 Мои детство, отрочество, юность и большая часть молодости прошли в Баку, но я предпочитаю говорить «вырос на Апшероне», потому что эти слова у меня ассоциируются с землей. Апшеронская земля рождала и рождает не только нефть, но и вкусовые ощущения на всю жизнь. Взять, к примеру, бакинские помидоры вкуснее нет ничего. Бакинский инжир  я объездил весь СССР, всю Россию, но такого инжира нет нигде. Когда я  приезжал в отпуск в Баку, мама и брат неизменно встречали меня с тарелкой инжира. И еще один вкус, который сопровождает всю мою жизнь, это виноград очень редкого сорта «шаны». Я абсолютно убежден, что апшеронская земля рождает и специфический юмор, который сопровождал меня многие годы. Этот юмор помог вытащить из меня то, к чему у меня было предназначение. И все, что произошло со мной в этой жизни, все связано с этой землей, поэтому самое устойчивое чувство, которое меня не покидает, – это нежная любовь к Баку, Азербайджану и апшеронской земле. Мое самое любимое место в Баку – бульвар. Я любил запах нефти. Очень нравилась улица Торговая. Помню Молоканский садик. Я был совсем ребенком, когда на небе сверкали праздничные салюты в честь Дня Победы СССР в Великой Отечественной войне. Это было невероятно! Бакинцы танцевали на улице под музыку балабана, зурны и нагары. Не знаю, покажется вам странным это или нет, мне нравились узкие улочки в Баку. Голос продавца до сих пор звучит в моих ушах.

– Насколько мне известно, вы получили техническое образование. Но по профессии так и не работали.

–  Вы совершенно правы, я окончил физмат Азербайджанского госуниверситета имени Кирова. Сейчас я и не вспомню ни одной формулы, но аналитический способ мышления со мной остался. В моем родном университете была очень развита студенческая самодеятельность. И каким-то образом меня туда вовлекли. Тогда я и подумать не мог, что моя судьба будет связана с эстрадой. Оказалось, что могу быть артистом и режиссером. Концерты нашего факультета славились на весь город, невозможно было протолкнуться от желающих попасть на представления, «висели на люстрах», как говорится.

А что было дальше, после окончания вуза?

– Эти годы были волшебными. В моей жизни произошла удивительная вещь – почти в 20  лет я стал профессиональным артистом бакинской эстрады.

 Вы работали и на телевидении?

 Да. Центральное телевидение, охватывающее весь Советский Союз, появилось в 1965 году, до этого были только республиканские телестудии. Тогда, в 1959 году, я стал ведущим двух программ – «С кинокамерой по городу» и «Бакинский огонек». В то время народ был неопытен в телевизионных вопросах, и «человеку из телевизора» доверяли на все сто. Тогда меня знал весь город. Стоило зайти в магазин, ко мне бросался директор с просьбой принять его подарок. Я был молодым и неопытным, отказывался от всего. Сейчас я бы много чего попросил (смеется).

 А что насчет оркестра? Я знаю, вы исполнили несколько композиций, которые популярны и сегодня.

– В 60-е годы наш джазовый оркестр пользовался большим успехом. Помню, была волшебная песенка «Бакинские скамеечки». Разноцветные скамеечки были расставлены по всему городу. Сейчас в интернете вы можете посмотреть видеозапись, где я, молодой, в сопровождении оркестра исполняю эту композицию. Но нашелся музыковед, профессор Дмитриев, который выступил в прессе с разбором исполнения азербайджанского оркестра, где он подверг эту песенку жуткой критике. Ему не понравилась тема. Посчитал, что есть много других тем, поважнее скамеечек. Видимо, он не прочувствовал нашу любовь к родному городу. Эти скамеечки были дороги каждому бакинцу. Тогда эта статья сделала мне очень больно.

 Почему вы уехали из Баку?

– Это было связано с профессией. Моя бы воля, я никогда не уезжал бы из прекрасной столицы. Меня пригласил Московский мюзик-холл, который был на гастролях в Баку. Тогда я работал в Азербайджанском государственном оркестре под руководством легендарного Рауфа Гаджиева. Мне было очень тяжело расставаться с этим замечательным коллективом, и они не хотели меня отпускать. Но для карьерного роста я должен был сделать такой выбор. По иронии судьбы в Москве я жил на улице, которая соседствовала с улицей Самеда Вургуна и рестораном «Баку». Как вы думаете, можно забыть Баку? 

  Вы когда-нибудь пожалели о сделанном выборе?

 Я уехал из Баку только по профессиональным причинам, моя карьера требовала переезда. Когда через два месяца после переезда в Москву мы поехали в Париж на гастроли – нет, не пожалел. Когда дело касалось профессиональных самовыражений – нет, не жалел. Но когда были неприятные и печальные обстоятельства, не то что жалел о сделанном выборе, а вовсе хотелось все бросить и уехать обратно домой.

 Лев Павлович, а чем вы занимаетесь сейчас?

– Тот потенциал, который был заложен в меня в Баку, он и сейчас работает. В 2002 году мне предложили поставить спектакль. И после этого началось мое активное сотрудничество с Московским еврейским театром «Шалом», театром «У Никитских ворот» и театром антрепризы. В данный момент я ставлю спектакль, посвященный Фаине Раневской «Одинокая насмешница». Его премьера состоится в Доме литераторов в октябре. Несколько лет я преподавал в училище имени Гнесиных на эстрадном отделении, читал лекции по конферансу. Сейчас ко мне обращаются актеры, которым я помогаю ставить эстрадные номера, но это преподавание на дому. Ранее я был одним из ведущих московских конферансье, вел концерты в Кремлевском дворце, Доме союзов. После перестройки профессия конферансье стала исчезать из эстрады.

 Чем отличается конферансье от ведущего?

– Конферанс дословно с французского языка – «собирать», в моем случае – человек, который собирает вокруг себя артистов разных жанров и делает сборный концерт. Конферанс общается со зрителями. А у ведущих нет времени да и способности вести концертные программы.

 Есть ли моменты в вашей профессии, которыми вы гордитесь?

 Я совершенно не амбициозный и горделивый человек. Но внутри меня есть две вещи, которыми я горжусь. Первая – я сумел внести в свою профессию душевное тепло. Вторая – глубокое знание природы юмора. Все остальное в моей жизни обычно и рутинно.

                                                      

Илаха Алекперова 


3868 просмотров

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Поздравляем
Наверх