Дирижер Эйюб Кулиев: «Благодарен судьбе за возможность показывать миру азербайджанскую музыку»

23 августа , 2016, 00:20

Накануне в Баварии (Германия) завершился ХХ юбилейный европейский фестиваль оперного искусства, проводимый ежегодно с 1 по 9 августа. В фестивале принимали участие и артисты симфонического оркестра Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета под управлением дирижера Эйюба Кулиева. Наш соотечественник является и главным приглашенным дирижером  Симфонического оркестра имени Сафонова.

- Эйюб, Вы уже не первый год приезжаете на европейский фестиваль оперного искусства в Германии.

– Да, участие в этом фестивале для меня очень важно, так как самые требовательные любители и ценители классической музыки уже назвали этот фестиваль парадом победителей. Быть в числе избранных и лучших – это мечта любого молодого музыканта. Каждый концерт на этом фестивале открывает новую страницу в нашей жизни. Мы с интересом работаем над новыми и сложными произведениями, готовим интересный и разнообразный репертуар. Но важнее всего то, что каждый участник привносит что-то новое. Это помогает нам еще глубже проникать в суть исполняемой музыки. Поэтому каждый концерт фестиваля – знаковое событие. Это настоящий праздник музыки.

- А с чего начинался Ваш профессиональный путь?

- Все произошло как-то неожиданно. Я был исполнителем на народном инструменте – таре. Мы с отцом, профессором Рамизом Кулиевым, очень много гастролировали, активно занимались концертной деятельностью, выпускали диски. Когда я поступал в Бакинскую музыкальную академию, я выбрал сразу два факультета: хоровое дирижирование и исполнительский. Видимо, где-то в подсознании было желание стать дирижером. Не знаю, почему такие мысли и желания у меня зародились, но примерно к 15 годам я начал изучать этот вид музыкального искусства. Мой отец всегда привозил с гастролей очень много интересных аудио- и видеозаписей. Эти диски с большим трепетом храню в личном архиве по сей день. Я очень внимательно смотрел и изучал этот процесс взаимоотношения дирижера с оркестром и музыкантами. Помню, в детстве я расставлял на шахматной доске фигурки, а посередине располагал главного «героя» - фигурку с зубочисткой в руках, который управлял «музыкантами». И когда мне нужно было сделать выбор, по совету родителей я поступил на дирижерское отделение Бакинской консерватории.

- Расскажите о Вашем отце – известном таристе Рамизе Кулиеве. Как он оценивает Ваше творчество?

- Говорить о моем отце очень легко - его творчество знакомо людям далеко за пределами Азербайджана. Он - талантливейший человек, профессор и выдающийся музыкант. Его имя золотыми буквами вписано в историю мировой культуры народного исполнительства. И он является примером для подражания не только азербайджанской молодежи, но и молодых исполнителей всего мира. И я очень рад, что мы продолжаем сотрудничество с ним. Я с огромным удовольствием аккомпанирую ему в качестве дирижера и сейчас. А самое интересное то, что наша программа никогда не повторяется. Он человек-созидатель, находится в постоянном поиске. На сцене с ним бывает непросто. Он может экспромтом исполнить произведения, создать новые элементы. Он воссоединяет в своем исполнении академизм и свободное мышление. Думаю, мой отец позитивно относится к моему творчеству. Что бы ни было, он поддерживает меня абсолютно во всем.

- Расскажите о Ваших учителях. Кто в сегодняшнем дирижерском мире является для Вас авторитетом? Кто – кумиром для подражания?

- Я с огромной благодарностью вспоминаю своих педагогов. Мне очень повезло, что в моей жизни были такие учителя-профессионалы. Я стал первым азербайджанцем - аспирантом отделения художественного руководства оперно-симфонического оркестра Санкт-Петербургской консерватории. Я учился в классе Александра Полищука – он дал мне очень многое.

Моими учителями являются Марк Стрингер, Михаил Юровский, Рауф Абдуллаев, Юрий Симонов и много других мастеров. Они внесли огромную лепту в мое развитие. Я старался брать у них по максимуму и при этом не подчинялся полностью всем правилам. Считаю, что если ты хочешь стать профессиональным дирижером, ты должен учиться каждый день и час. Я не подражал никому, но в первые годы творчества старался ориентироваться на творчество маэстро Ниязи. Он сделал очень многое для развития азербайджанской музыки. Другими моими кумирами являются Евгений Мравинский, Евгений Светланов. Эти люди входят в топ самых выдающихся музыкантов-дирижеров мира. Из зарубежных - Клаудио Аббадо. Когда его не стало, я одним из первых посвятил концертную программу его творчеству.

- Вы являетесь выпускником Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, Венского университета музыки и изящных искусств и Музыкальной дирижерской академии в Чехии. Это разные школы, чему они Вас научили?

- Все эти школы влияли на меня по-разному. Я всегда стараюсь брать от учителей только самое лучшее. Все то, что я имею и умею – результат плодотворной работы и учебы в этих вузах. Австрийская и чешская школы дали мне очень многое. Там основной упор делался на посещения репетиций хора или труппы, а также ежедневные занятия по истории музыкальной культуры – такова их методика.

В питерской консерватории нас учили точной передаче дирижерской мысли через мануальную технику. Ведь через руки можно передать чувства, всю музыкальную мысль.

- Самое удивительное, на мой взгляд, в профессии дирижера - умение координировать работу большого количества музыкантов одновременно. Как Вам удается управлять такой командой?

- Взаимодействие дирижера с музыкантами - сложный процесс. Здесь нужно учитывать менталитет, культуру, возраст, уважать мнение каждого. Должна быть определенная «химия» между музыкантами и дирижерами. Конечно же, мы все – живые люди, у нас есть эмоции и чувства и порой не всегда получается находить общий язык со всеми музыкантами. Но для этого и существуют репетиции. Нужно очень вежливо и тактично относиться к каждому музыканту. И здесь не чужды качества психолога. Дирижер не должен ставить себя выше музыкантов, должен быть некий баланс. Дирижер и оркестр должны работать на одном уровне. Результат таких взаимоотношений - прекрасная и интересная концертная программа. Без этих качеств сложно добиться успеха. Я знаю профессиональных дирижеров, знатоков своего дела, но не умеющих находить общий язык с оркестром, в этом вся проблема.

- Когда-то балерина Майя Плисецкая отозвалась о роли дирижера в балетном спектакле: «Если дирижер тебя не любит – все, балерине конец!» Как Вы оцениваете специфику работы дирижера в балете?

- Я согласен с мнением Майи Плисецкой. Дирижер волен дирижировать так, как он чувствует, но это может быть неудобно для сцены. И, наоборот, он может дирижировать так, как удобно для сцены, зато слушать это будет невозможно! Обе крайности неприемлемы, поэтому всегда приходится искать некий разумный компромисс, брать во внимание балетную специфику – природу физических возможностей танцовщика: длину ноги, шаг, прыжок, вращение. От дирижера зависит многое, но нужно учитывать и способности оркестра.

Не каждый дирижер в состоянии управлять оперой. Есть всемирно известные дирижеры, которые боятся оперной ямы. Ведь не зная оперного репертуара, полноценным дирижером стать нельзя. Это очень сложный механизм. Оркестр, солисты, хор - и ты должен управлять всеми ими одновременно. Здесь нужно учитывать и условия режиссера. Есть спектакли, где солисты находятся в постоянном движении, выполняют определенные трюки, и здесь уже многое зависит от дирижера.

Я дирижирую и балетами, и операми, но все же не считаю себя балетным дирижером.

- Вам приходилось дирижировать многими оркестрами в разных странах. Насколько отличаются оркестры по профессионализму, качеству, составу?

- Все коллективы разные, все зависит от школы, учителей, мышления музыкантов. Мне всегда интересно управлять разными коллективами, ведь каждый музыкант учит меня чему-то новому, равно как и я учу их. К примеру, произведения Моцарта невозможно играть одинаково в России, Германии и США. У каждой школы музыкантов есть свой подход к произведению. И тут немаловажным фактором является знание музыкальной и культурной истории той страны, в которой ты выступаешь. Но не могу не отметить мое большое удовлетворение работой с австрийцами. Играть произведения Моцарта больше всего мне нравится именно с ними. Музыканты Австрии чувствуют произведения Моцарта как никто другой – в их игре есть подвижность, драйв и характер.

То же самое и с российскими музыкантами. Тут чувствуются глубина и бесконечный поток звука. Именно эти качества делают выступления российского оркестра особенными.

Мне интересно играть и с азербайджанскими коллективами.

Азербайджанские музыканты, с которыми мне доводилось работать – профессионалы своего дела, которые знают чего хотят. Они четко воспринимают желание дирижера и характер музыки. Бывает так, что с ними добиваешься такого результата, которого не можешь добиться от лучших европейских оркестров. Действительно, азербайджанские музыканты имеют огромный потенциал. Это все заслуга советских школ и нынешних азербайджанских музыкальных вузов. Мы обогащаем это направление, делаем его более насыщенным. Наш восточный менталитет чувствуется в каждой нотке.

После каждого концерта нас просят выступить еще. Я очень рад этому, ведь азербайджанские произведения достойны звучать в лучших залах мира.

- Какова география Ваших выступлений?

- География моих выступлений расширяется. Мне доводилось выступать в разных странах мира. Мое первое зарубежное выступление состоялось в Большом зале Московской консерватории, на юбилейном вечере Мстислава Ростроповича. Мне было 8 лет. Там выступали Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Юрий Башмет, Николай Петров, Владимир Спиваков. До этого Ростропович приезжал в Баку на свой юбилей. Мы исполнили с папой его любимое произведение «Славянский танец» Дворжака. После концерта Мстислав Леопольдович сказал президенту Гейдару Алиеву: «Это чудо!», после чего пригласил нас в Москву - и началось: гастроли, концерты… Сейчас я много путешествую, конечно же, по работе. Я благодарен судьбе за возможность выступать с зарубежными коллективами и показывать миру азербайджанскую музыку.

Беседовала Илаха АЛЕКПЕРОВА 


1894 просмотра

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Наверх