Владимир Забелин: «Меня прозвали «Вагиф – гызыл саккал»

30 августа , 2016, 17:05

Владимир Забелин - член Творческого союза художников России и Международной федерации художников, член Международного художественного фонда, председатель объединения художников «Возрождение». Это художник, чье бакинское прошлое особенно ощутимо в Москве, где восточные, кавказские мотивы в одно и то же время смотрятся свежо и почти экзотично. Каждая картина связана с яркими воспоминаниями. Например, «Автопортрет» (1979), написанный всего за два часа и сразу после того, как врачи сообщили, что художнику осталось жить три дня.

- Вот когда я оценил истинное отношение к себе. Я работал художником в аппарате ЦК КП Азербайджана, и когда там узнали о моей болезни, опеку надо мной взял сам руководитель республики – Гейдар Алиев. Мне дословно передали сказанные им слова: «Ответработников у меня много, а художник – всего один». Подняли на ноги лучших гематологов страны, и через страшных полгода борьбы со смертью болезнь отступила, – вспоминает художник.

А вот что он рассказывает о своем творческом пути, который начинается в Баку:

- Моя мастерская находилась на площади Молодежи, рядом с крепостными воротами Старого города. Из окон мастерской открывалась великолепная панорама Баку – весь город был как на ладони, и я часто писал его в разное время года и при разном освещении. Привычка рисовать портреты манила меня к Девичьей башне, где обосновались свободные художники. Они делились со мной бумагой, пастелью или углем, и я рисовал вместе с ними, часто шокируя этим партийную номенклатуру. Прохожие собирались вокруг, наблюдая за моей работой. Жители Старого города в шутку называли меня «Вагиф – гызыл саккал» (хотя носить бороду работникам партийного аппарата не позволялось). Я любил бродить по Старому городу, писать колоритные крепостные улочки, старые дома. Часто приходил в театр ИРС (сейчас это театр «Мугам»), Музей ковра, реставрационную мастерскую в старой мечети, где встречался со своими друзьями-художниками.

- Ваш «азербайджанский» период можно разделить на темы?

- Пожалуй, да. В 1970-е годы облик города создавали старые дома, порой даже ветхие, но часто из их открытых окон можно было услышать звуки фортепиано или скрипки. Моя картина «Старый дом» была задумана после того, как я сделал зарисовку дома, предназначенного к сносу. В нем я увидел образ старого человека, прожившего долгую нелегкую жизнь. И как олицетворение души дома – уходящая за поворот девочка со скрипкой. Мои работы того периода носили лирический характер.

В конце 1980-х мои картины стали более экспрессивными. Писать я стал не только маслом, но и темперой, часто выжимая на холст краску прямо из тюбика. Время становилось тревожным, и поменялась тематика моих работ. Их названия говорят сами за себя: «Час, когда прокричал петух», «Ветки срубленного дерева», «Той ночью» и другие. К сожалению, у меня этих работ не осталось. Большая часть картин этого периода была продана еще в 90-е годы в картинные галереи Лондона, Лос-Анджелеса, частным лицам из Японии и Югославии. Время было тяжелое, надо было как-то выживать.

- Вы окончили художественно-графическое отделение Азербайджанского государственного педагогического института имени Ленина. Занимаетесь ли Вы педагогической работой?

- Желая приобщить своих подрастающих дочерей к миру искусства, я в 1992 году организовал авторскую художественную студию, и они стали одними из первых моих учеников. Моя студия работает и сейчас. За более чем 20 лет выращено несколько поколений студийцев. Знаю, что многие из них связали судьбу с творческими профессиями. Несколько десятков моих учеников, в том числе и старшая дочь Елена, окончили или продолжают обучение в МАРХИ. И в 2010 году я как опытный педагог был приглашен преподавать на кафедру живописи этого института.

- Чем Вы занимаетесь сейчас?

- Помимо профессиональной деятельности, я много занимаюсь и общественной работой – я председатель объединения художников «Возрождение», в котором более ста живописцев, графиков, скульпторов, фотохудожников. Понятно, что это также требует времени.  Творческих планов много. Ведь с возрастом становишься мудрее и проницательнее, понимаешь философию жизни. И этим хотелось бы поделиться со зрителями в своих новых работах.

Беседовала Виолетта Маркина

Специально для информационного портала ВАК


949 просмотров

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Новости по теме


Нам пишут Написать
Наверх