Историк моды Александр Васильев: Благодаря элегантной и мудрой Мехрибан Алиевой осенью в Баку откроется моя выставка

18 апреля , 2017, 15:15

В Музее Москвы в минувшие выходные было особенно многолюдно. Посетители выставки «Москва. Мода и Революция» буквально не давали прохода организатору мероприятия, известному историку моды и ведущему передачи «Модный приговор» на Первом канале Александру Васильеву, желая сделать с ним фотографию. Маэстро никому не отказывал, разговаривал с посетителями, а гости выставки в свою очередь с восторгом смотрели на своего кумира «из телевизора». «Видите, сегодня утро Пасхи, а людей на выставке много. Это приятно», - разоткровенничался с корреспондентом «Москва-Баку» Васильев. График у маэстро плотный. Недавно вернулся из Вены, куда ездил с выездной школой. Ранее был в Будапеште. А в промежутках выступает с лекциями, посвященными моде, открывает свои выставки. А еще несколько месяцев назад Александр Васильев посетил со своей выездной школой Азербайджан и Узбекистан, в связи с чем благосклонно согласился дать интервью «Москва-Баку».

-Александр, почему в рамках своей выездной школы решили посетить именно восточные страны - Азербайджан и Узбекистан?

-Проект «Выездная школа Александра Васильева» существует уже 14 лет. В ней прошло обучение более 2000 человек. Школа ездит во все страны мира. Но в эпоху кризиса и падения курса рубля многие поездки в далекие регионы нашей планеты затруднительны для учениц, а Азербайджан и Узбекистан сегодня - самые привлекательные, скажем так, антикризисные направления. Лететь недалеко, полная смена обстановки, радушный прием, удивительная архитектура, история, общепринятый русский язык, хорошее качество жизни, безопасность, хороший климат - все это делает Азербайджан и Узбекистан крайне привлекательными для посещения. В Азербайджане я бывал и раньше, всего 3-4 раза, но эта поездка была для меня особенно памятной, поскольку она была расширенной и потому особенно интересной.

-Что для вас особенно привлекательно в Азербайджане?

-Думаю, что сочетание моря и города. Мы жили в Баку… У азербайджанской столицы прекрасное географическое положение – она располагается на Каспии, и в разных точках Баку и его пригородов открываются замечательные пейзажи. Очень красивая гостиница «Интурист», в которой мы жили. Баку – это великолепное сочетание модернистской архитектуры, примером которой служит потрясающий Центр Гейдара Алиева, и архитектуры старинной – Девичья башня, всевозможные медресе и т.д. полностью погружают гостя Азербайджана в атмосферу одного из ключевых пунктов Шелкового пути, каким в старину и являлся Баку.

-Во время пребывания в Азербайджане вас приняла первый вице-президент страны Мехрибан Алиева, фотографию с которой вы и опубликовали у себя на страницах в социальных сетях. Что можете сказать об этой встрече?

-Мехрибан Алиева - элегантная, стройная, красивая, мудрая женщина, которая крайне высоко меня поддержала. Сейчас мы планируем открыть в бакинском Центре Гейдара Алиева выставку моей коллекции, рассказывающей о футуризме в моде. И отчасти идея этой выставки как раз и принадлежит вице-президенту Азербайджана Мехрибан Алиевой. Вы знаете, я очень счастлив, что нашел в ней человека, неравнодушного к моде. К сожалению, в России в правительстве сплошь мужчины, им мода не интересна. Я уверен, что в Азербайджане в этом направлении я добьюсь большего. Выставка откроется в Баку в конце сентября.

-10 апреля открылся Бакинский шопинг-фестиваль. Это первый шопинг-фестиваль в Азербайджане и на всем пространстве СНГ. Как Вы считаете, необходим ли такой фестиваль?

-Я считаю, что Бакинский шопинг-фестиваль – это очень хорошее дело. Уверен, что он проходит на высоте, ведь женщины в Азербайджане модничают, они очень хорошо одеваются. Следят за собой - стараются краситься, ухаживают за лицом, за фигурой. В Баку действует много спа-салонов, всевозможного рода массажей. Конечно, это способствует тому, чтобы женщины были привлекательными.

-Азербайджан и Узбекистан - страны с очень богатой яркой культурой…

-Это действительно так. И, конечно, есть сходство между культурами двух стран, в частности, что-то похожее и в архитектуре, и в кулинарии. Меня это совершенно не удивляет, потому что Азербайджан располагается по одну сторону Каспия, Узбекистан, хотя он и не имеет прямого выхода к морю, - по другую. Конечно, разные языки, но опять же, все же одной тюркской группы. Я, например, говорю по-турецки, поэтому в Азербайджане мне было очень легко общаться.

-Александр, в Азербайджане модницы в повседневности носят традиционные азербайджанские платки келагаи на современный лад, а вот в Узбекистане в последнее время модны кафтаны с традиционными старинными узорами, сумки с ними же. На фотографиях из Узбекистана вы предстали в национальном узбекском чапане, также на вас был платок с традиционными узбекскими узорами. Советуете ли вы носить модницам такие же и как их можно сочетать с современной одеждой?

-Это традиция, а если это традиция, значит, конечно, можно носить. Люди же не могут отказаться от традиций, и особенно это видно в мусульманских странах. А как сочетать? Смотрите на меня и сочетайте.

-В вашей коллекции есть азербайджанские, узбекские вещи?

-Есть. Все, что мне подарили во время визитов. Это и платки келагаи в Азербайджане, и чапаны (халаты) в Узбекистане. Но в принципе я не собираю фольклор - народные костюмы как таковые, а также современные вещи. Я собираю моду! Поэтому, такая, национальная одежда не окажется в моем музее, но тем не менее она входит в мой личный гардероб, и все эти платки, халаты, шапки я ношу.

-Александр, мы присутствуем на вашей совместной с Музеем Москвы выставке «Москва. Мода и Революция», на которой представлены платья из вашей личной коллекции. Расскажите, пожалуйста, о выставке.

-На выставке «Москва. Мода и Революция» представлено около 80 силуэтов – женских и мужских костюмов, характерных для исторического периода с 1907 по 1927 год. Цель выставки – сравнить, рассказать о том, как одевались люди в канун революции - каковы были главные модные тенденции, что интересовало модниц – какие ткани, меха, отделка, аксессуары, обувь, шляпы, и что интересовало уже после революции, ведь главной, переломной частью этого исторического периода была гражданская война, которая, естественно, сопровождалась недостатком всего – еды, одежды. Дефицит стал частью культуры, которая была неразрывно связана со всей историей СССР. В эпоху дефицита многие ткани были недоступны для модниц да и сами модницы в большинстве своем после 1917 года либо уехали в Париж, либо в Берлин, либо в Константинополь, или были расстреляны большевиками, а кто-то сослан в Сибирь. Сама идея моды встала на пролетарские рельсы. Это не значит, что женщина из деревни или с заводских окраин не могла быть модницей. Конечно, могла быть, но в других культурно-экономических условиях. Ей было трудно понять, что носить, трудно работать с фигурой, у нее просто не было такого опыта. Поэтому нэпманши периода 1920-х годов одевались чаще всего в перешитые вещи. Для этого брались старинные платья, перекраивались их юбки, распарывались и создавались уже новые, угодные советскому периоду наряды. Платья, которые представлены здесь, на выставке, поражают сотни и тысячи ее посетителей своей сохранностью, уютом и, конечно, великолепными цветами и тканями. Надеюсь, что и вы будете в их числе!


804 просмотра

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Наверх