День музыки Узеира!

20 сентября , 2016, 15:33

«Узеир Гаджибеков был одним из выдающихся личностей нашего народа, который обладал исключительным врожденным талантом, большой самоотверженностью, совершенным образованием, наукой, патриотизмом, осуществлял общественно-политическую деятельность, он был видной личностью, стоящим в авангарде мировых корифеев, представляющей Азербайджан».

Гейдар Алиев. 18 сентября 1995 года

18 сентября в Азербайджане отмечается День национальной музыки, и этот праздник непосредственно связан с именем великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова и его днем рождения. Узеир Гаджибеков - классик азербайджанской музыкальной культуры, это всемирно известный  композитор, выдающийся  музыковед, учёный, публицист, педагог и общественный деятель, основоположник профессиональной музыки и национальной оперы в современном Азербайджане и на Востоке.

С именем У.Гаджибекова связано становление и развитие в Азербайджане профессионального музыкального творчества, возникновение и эволюция многих жанров, создание ряда профессиональных коллективов. У.Гаджибеков был первым, кто, начав композиторскую и общественную деятельность в тяжелых условиях, создал на всем Ближнем Востоке национальный музыкальный театр. Позже он создал лучшие свои произведения, открывающие новые страницы в национальном искусстве.

 Автор первых опер, музыкальных комедий, массовых песен, газелл, кантатно-ораториальной музыки, произведений для оркестра народных инструментов, а также первой азербайджанской классической оперы-шедевра азербайджанского музыкального искусства - "Кёр-оглы", - У.Гаджибеков сыграл выдающуюся роль в развитии национальной культуры и как общественный деятель, драматург, ученый, фольклорист, педагог. Во все сферы своей многогранной деятельности У. Гаджибеков вкладывал огромнейший талант художника, просветителя. Велики его заслуги в становлении и развитии музыкального образования, музыкальной науки, просвещения широких масс.

У. Гаджибеков совершил перелом в развитии азербайджанской музыкальной культуры, выступив в своем творчестве как смелый новатор. Усвоив и продолжив традиции мировой и русской классики, органично соединив их с особенностями народно-национального искусства, У.Гаджибеков сумел создать на этой основе новый в азербайджанском искусстве профессиональный язык, заложив тем самым фундамент национального музыкального стиля. В силу этого само содержание народной музыки, не потеряв почвенности и интонационной самобытности, приобрело в произведениях У.Гаджибекова новые качества.

Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди в семье сельского писаря Абдуллы Гусейн Гаджибекова.  Детство свое он провел в жемчужине Азербайджана - городе Шуше в Нагорном Карабахе. Истоки творчества и мироощущения Узеира берут начало из вершин, покрытых снегом, бездонных ущелий, сладких, словно мед, родников. Шуша издавна славилась в Азербайджане как родина поэзии, музыки и певцов, как город со своими музыкально-творческими традициями. В Шуше жили и творили великие поэты XVIII века Вагиф, Видади, поэтесса XIX века Натаван, писатели-демократы А.Ахвердов, Н.Везиров и др. Неудивительно, что именно в Шуше в XIX и XX веках появлялось много любительских музыкальных и театральных кружков. Многие талантливые певцы, таристы, кеманчисты - родом из Шуши. В Шуше часто создавались песни, которые очень скоро становились популярными по всему Азербайджану.

Отец будущего композитора долгое время был личным секретарём известной азербайджанской поэтессы и общественного деятеля, дочери карабахского хана — Хуршидбану Натаван, которая оказала огромное влияние на его воспитание. Мать Узеира — Ширин Аливердибекова воспитывалась в доме поэтессы, а дедушка композитора и Натаван были молочными братом и сестрой.

Знакомство с Натаван открыло перед юным Узеиром дорогу в лучшие музыкальные сообщества — «меджлисы» Шуши. В юном возрасте Узеир Гаджибеков брал уроки мугамного пения и обучался игре на азербайджанских народных инструментах.  В театральной постановке 1897 года, Меджнун на могиле «Лейли» (эпизод из любовного дастана «Лейли и Меджнун») Абдуррагима Ахвердиева и Джаббара Каръягдыоглы, 13-летний Узеир пел в сопроводительном хоре.  

Музыкально одаренной была и семья Гаджибековых. Это частично объяснялось влиянием матери композитора Ширин-ханум Аливердибековой. Одним из первых композиторов Азербайджана стал впоследствии и старший брат Узеира – Зульфугар Гаджибеков. С раннего детства Узеир узнал и полюбил народную музыку. К двенадцати годам он прекрасно пел мугамы, играл на таре. Начальное образование У.Гаджибеков получил в Шушинской двухгодичной школе.В 1899 году Узеир уехал в Грузию и поступил в Горийскую семинарию, которая в то время играла большую роль в деле народного образования в Закавказье. Здесь учились многие будущие деятели культуры Азербайджана – писатели, актеры, музыканты.  В Гори Узеир освоил игру на скрипке, виолончели и духовых инструментах, впервые сделал записи народных песен, обрабатывал их для хора. В Гори семинарист Гаджибеков  познакомился с будущим композитором Муслимом Магомаевым (дед певца Муслима Магомаева). В течение последующих четырёх лет он занимался преподавательской деятельностью в школах Гадрута и Баку. Одновременно он увлекся журналистикой — работал в различных газетах. Успехи были столь значительными, что у Гаджибекова возник дерзкий замысел — создать оперное произведение, которое  зиждилось бы на мугамном искусстве.  Благодаря своему врожденному таланту и воспользовавшись богатой музыкальной сокровищницей азербайджанского народа, он в 22 года написал и представил миру оперу "Лейли и Меджнун" и,  таким образом, получил известность как великий композитор.

25 января 1908 г. в театре Тагиева состоялась первая постановка оперы «Лейли и Меджнун», которая была не только первой азербайджанской оперой, но и вообще первой оперой на всем Востоке.  На основе поэмы великого Мухаммеда Физули, используя его произведения, мугамную музыку, фольклор, народную музыку, песни нашего народа, он впервые перевел на ноты прошедшую через века богатую музыку Азербайджана, обеспечил ее исполнение большим симфоническим оркестром, которым он сам руководил, дирижировал.   Впоследствии композитор вспоминал: «В то время я, автор оперы, знал лишь основы сольфеджио, но не имел никакого представления о гармонии, контрапункте, музыкальных формах... Тем не менее, успех «Лейли и Меджнун» был большой. Он объясняется тем, что азербайджанский народ уже ожидал появления на сцене своей, азербайджанской оперы, а в «Лейли и Меджнун» сочетались подлинно народная музыка и популярный классический сюжет».

Знаменательно, что история оперного искусства в Азербайджане началась с оперы "Лейли и Меджнун". Благодаря его творчеству, на основе его творчества, в результате его неиссякаемой деятельности в Азербайджане стали развиваться большое оперное искусство, театр оперы и балета, и сегодня у нас есть всемирно известные оперное искусство, театр оперы и балета.

Успех «Лейли и Меджнун» побудил Узеира Гаджибекова энергично продолжать начатое дело. За последующие 5 лет он создал 3 музыкальные комедии: «Муж и жена» (1909), «Не та, так эта» (1910), «Аршин мал алан» (1913) и 4 мугамные оперы: Опера "Лейли и Меджнун", «Шейх Сенан» (1909), «Рустам и   Зохраб» (1910), «Шах Аббас и Хуршидбану» (1912), «Асли и Керем» (1912).

Уже будучи автором нескольких популярных в народе произведений, Гаджибеков понял необходимость дальнейшего профессионального образования. В 1910-12 гг. он занимается на частных курсах при Московском филармоническом обществе, а в 1914 г. — в Петербургской консерватории. Именно профессиональное музыкальное образование в России позволило Гаджибекову создать новые произведения, которые прославили его и стали шедеврами азербайджанского музыкального искусства. В творчестве Узеира Гаджибекова соединились западные и восточные музыкальные стили; элементы азербайджанской народной музыки были приспособлены им к классическим европейским традициям.

Узеир Гаджибеков во всех своих произведениях воспевал свободу человека, свободу народов. Использование Узеиром Гаджибековым великого дастана азербайджанского народа "Кёроглу" является  незаменимым событием в истории, культуре, художественной жизни Азербайджана.

Дастан "Кёроглу" полюбился потому, что в нем собраны самые ценные для жизни, будущего народа мысли. Создание Узеиром Гаджибековым оперы "Кёроглу" для того, чтобы в более действенной форме довести не только до нашего народа, но и до всей мировой общественности дастан "Кёроглу", является большим событием в нашей культуре.   Опера «Кёроглы», написанная в 1936 году, считается лучшим произведением композитора.  За эту работу Узеир Гаджибеков в 1941 году был удостоен Сталинской премии. Гаджибеков являлся автором либретто ко всем своим произведениям, за исключением оперы «Кёроглы».  Узеир Гаджибеков также стал основоположником нового жанра камерной вокальной музыки — романса-газели, создав такие произведения, как «Сенсиз» (1941) и «Севгили джанан» (1943). Помимо этого, Гаджибеков считается также основателем азербайджанской оперной школы.    Всю свою  дальнейшую деятельность  он посвятил развитию азербайджанской музыки, культуры.

У.Гаджибеков много сил и внимания отдавал музыкальному образованию нового поколения. Он организовал первую музыкальную школу для учащихся на азербайджанском языке, музыкальный техникум, заведовал музыкальной секцией Народного Комиссариата просвещения, руководил музыкальным отделом радиовещания.

Вскоре У.Гаджибеков становится заместителем ректора, а затем ректором Азербайджанской государственной консерватории. В 1926 году он организует в стенах консерватории первый многоголосный хор, а в 1936 году – хор при Азербайджанской государственной филармонии.  В 1931 г. им был создан первый оркестр народных инструментов, а спустя 5 лет — первый азербайджанский хоровой коллектив.  В эти годы он продолжает писать статьи по самым различным вопросам музыкальной культуры Азербайджана. Проводит он и большую научную работу по изучению народной музыки, делает записи и обработки многих народных песен. В 1927 году, совместно с М.Магомаевым, У.Гаджибеков создает первый в Азербайджане сборник народных песен. В 1925 году его избрали депутатом Бакинского Совета депутатов трудящихся, и членом организационного комитета I съезда Союза композиторов СССР. В 1945 году Гаджибеков был назначен директором Института искусств АН Азербайджанской ССР.  

Одним из самых больших заслуг Узеира Гаджибекова является то, что он создал первый гимн Азербайджанской Демократической Республики. В дальнейшем этот гимн был отклонен. В 1945 году был написан новый гимн Советской Социалистической Республики. Его тоже создал Узеир Гаджибеков. Наконец, после обретения Азербайджаном независимости , созданный в 1919 году Узеиром Гаджибековым, очень любимый всеми нами государственный гимн, был восстановлен.  Все это - история Азербайджана. Все это - этапы жизненного пути, творчества Узеира Гаджибекова. 23 ноября 1948 года, после тяжелой болезни, Узеир Гаджибеков скончался.

Творчество Узеира Гаджибекова является национальным богатством азербайджанского народа, а его личность - гордостью азербайджанского народа.  В 1959 году на родине композитора, в Шуше был открыт его Дом-музей, а в 1975 г. открытие Дома-музея Гаджибекова состоялось и в Баку. Имя У.Гаджибекова присвоено Азербайджанской государственной консерватории, Государственному симфоническому оркестру филармонии, Агдамскому музыкальному училищу, а также одной из центральных улиц Баку.

Согласно указу общенационального лидера Гейдара Алиева от 18 сентября 1995 года - "О проведении Дня музыки Узеира" ежегодно 18 сентября в Азербайджане отмечается как День национальной музыки. 

Наследие Узеира Гаджибейли бесценно. Он оставил его всему человечеству. Верим, что в скором времени отзвуки узеировской музыки будут доноситься из Карабаха, Шуши и День музыки Узеира будет отмечаться в Джыдыр дюзю.  


614 просмотров

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Новости по теме


Нам пишут Написать
Наверх