Гасанбек Зардаби - 175: Путь Великого просветителя

10 февраля , 2017, 17:11

 

 

«Я призываю всех – не идут, показываю – не

 видят, говорю – не слышат… В этой ситуации

 нет другого выхода, кроме издания газеты».

Г. Зардаби

 

Завиден удел мыслителей, чье творчество, научная и практическая деятельность, движимые страстной любовью к своему народу, к простым трудовым людям, оказывали огромное воздействие на умы современников. К числу таких людей можно отнести видного азербайджанского просветителя, ученого Гасанбека Зардаби.

Гасанбеку Зардаби принадлежит особое место в истории культуры азербайджанского народа второй половины XIX – начала XX века. Жизненный подвиг Зардаби, его многогранная кипучая научная и практическая деятельность во имя своего народа еще при жизни вызывали изумление и восхищение его современников.

Он стал основоположником важнейших областей азербайджанской культуры: был пионером периодической печати, журналистики в Азербайджане, основоположником азербайджанского национального театра, инициатором женского образования в стране, основателем ряда культурно-просветительских организаций в Азербайджане. Надо признать, что в истории очень немногим деятелям удалось стать основоположниками сразу нескольких таких важных областей духовной культуры своего народа. Всю свою сознательную жизнь Зардаби упорно боролся за просвещение и культурное пробуждение народа, за общественный прогресс. Гасанбек Зардаби родился в июле 1842 года, в селе Зардаб Гейчайского уезда. Начальное образование получил в моллахане села Зардаб. 1852-1858 – учится в четырехлетней школе в городе Шемаха.

1858-1861 годы – учится в Благородном пансионе при тифлисской уездной гимназии, который оканчивает с серебряной медалью.

1861-1865 – получает высшее образование на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета. После окончания учебы защищает диссертацию и получает звание кандидата естественных наук.

Годы проведенные в России среди революционно настроенного студенчества, сыграло важную роль в формировании мировоззрения Зардаби. Будучи в Москве, он общался с выдающимися деятелями русской культуры, к которым питал глубокое уважение. В произведениях и статьях он часто упоминает имена великих русских ученых, поэтов, писателей – Мечникова, Сеченова, Ковалевского, Тимирязева, Пушкина, Салтыкова-Шедрина, известного историка Соловьева и др.

После возвращения в Азербайджан, Зардаби развернул здесь широкую общественно-просветительскую и научную деятельность. Бескорыстному и верному служению своему народу он посвятил всю жизнь. Для оказания помощи своим «неимущим братьям», беднякам, сиротам и, главным образом, жаждущим просвещения, он организует благотворительное общество.

Просветительская деятельность Зардаби была многообразной, он использовал все доступные ему средства и методы для приобщения своих соотечественников к науке и просвещению. Его называли «отцом мусульманок Кавказа», ибо он был основоположником женского образования в Азербайджане. Им были основаны просветительское общество «Ниджат» и общество распространения грамотности среди мусульман – «Нешр-мааджар». В 1873 г. он заложил основу первого азербайджанского театра.

Работая преподавателем естественной истории в Бакинском реальном училище, Зардаби в 1875 г. на свои скудные средства основал и начал издавать газету «Экинчи», первую газету на азербайджанском языке и первый печатный орган закавказских мусульман. Ему приходилось и писать и набирать, и печатать свою газету. Газета «Экинчи» сыграла огромную роль в распространении передовых идей в Азербайджане, в деле пропаганды научных знаний и просвещения среди масс.

За короткое время существования газета «Экинчи» успешно выполняла свои задачи. Не случайно, что она была восторженно встречена не только в Закавказье, но и многими прогрессивными деятелями России. Объединив вокруг себя самую передовую часть азербайджанской интеллигенции, в лице поэта-просветителя Сеид Азима Ширвани и других, она вела беспощадную борьбу против косности и застоя в тогдашнем обществе.

Представителям привилегированных феодальных сословий страны и новоявленной буржуазии обличительная проповедь молодой газеты не могла понравиться. На редактора – издателя «Экинчи» посыпались жалобы, доносы, упреки, царская администрация на Кавказе установила самую жесткую цензуру над газетой и, наконец, в 1877 г. добилась ее закрытия.

Г. Зардаби сделался опальным, «неблагонадежным» человеком. Его принудили оставить преподавание в Бакинском реальном училище. Гасанбек переселился в свою родную деревню – отдаленный Зардаб, где вынужден был прожить почти 18 лет.

Живя в деревне, он сотрудничает со многими местными и столичными газетами: «Каспий», «Кавказ», «Новое обозрение» и т.д.

Смелая и острая критика Зардаби представителей власти и сельских мироедов вызвала бешенство врагов. За время пребывания в деревне они под разными предлогами 5 раз привлекали его суду.

Гасанбек, сравнивая знания со светом, говорил: кто лишен знания, тот лишен света. Именно этим можно объяснить и то большое внимание, которое он в совей деятельности уделял вопросам школ. По его мнению, только увеличив число хороших школ «наш край приступит к излечению своих ран».

Просветитель прекрасно понимал, что развитие капиталистических отношений в городах Азербайджана  сопровождается разорением многочисленных  крестьянских хозяйств в деревнях. «Всюду земледельцы разоряются и бегут в города… А деревня – наша кормилица все пустеет и лишается своих тружеников».

В специальном письме в редакцию газеты «Хаят» Зардаби обращался к интеллигенции с призывом возглавить освободительское движение и в деревнях Азербайджана. «Братья! В настоящее время, когда мы выступаем в городах грандиозным шествием под лозунгом: «Да здравствует свобода!», «Да здравствует справедливость!», - можно ли забывать наших сельских братьев? Озарите лучами свободы и наши деревни, помогите сельским труженикам освободиться от многовекового гнета».

В 1906 г. обращаясь к учителям-азербайджанцам с «открытым письмом», Зардаби с радостью констатировал, что в прошлом году лозунги бастующих бакинских рабочих  «Яшасын хуррият!» («Да здравствует свобода!») пробудил всех мусульман.

Именно в это время – в период первой русской революции – Зардаби регулярно выступал на страницах газет «Каспий» и «Хаят» и выдвинул более радикальные требования, чем в предыдущие годы. Так, он резко осуждал царизм, требовал свободы совести, слова и печати.

Зардаби горячо любил Азербайджан. Он назвал его «прекрасным уголком земного рая», «богатым краем мира», гордился снежными горами, чистыми родниками, зелеными садами своей родины.

Действительность патриотизма Зардаби проявлялась и в его горячей любви к родному языку и многовековой культуре Азербайджана. Он всегда с гордостью произносил имена Низами, Хагани, Физули, Вагифа, Мирза Шафи Вазеха и других выдающихся представителей азербайджанской литературы.

Зардаби постоянно внушал соотечественникам, что судьба каждого народа тесно связана с судьбами других народов, что поэтому нравственен только тот, кто постоянно заботится как о своем народе, так и о благе всего человечества, о мире между всеми народами. По его мнению, тот, кто противопоставляет свою нацию другим, мешает сближению наций, проповедует высокомерие и неприязнь – человек аморальный и ничтожный.

Гасанбек Зардаби умер 28 ноября 1907 г. в Баку.

 

Манаф Агаев

 

 

 

 

 


1528 просмотров

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Новости по теме


Поздравляем
Наверх