МУДРОСТЬ ВЕКОВ – КЕЛАГАИ!

02 ноября , 2016, 21:03

Одним из неповторимых элементов азербайджанского национального женского костюма является келагаи. Этот платок в своем роде уникален, потому что изготавливается только в Азербайджане. В традиционных женских нарядах Азербайджана он присутствует  уже больше трех веков.   Кялагаи - представляет собой шёлковый платок из некрученых нитей, ручного изготовления, с набивным узором, выполненным традиционным способом резервирования воском.

Кялагаи - нежнейшее шелковое покрывало - издревле сопровождало азербайджанских женщин на протяжении всей жизни. Это не просто кусок шелковой материи, а важнейший элемент национальной культуры. Яркие, разноцветные, поражающие богатством и замысловатостью узоров кялагаи – сказочная летопись азербайджанского народа с самых древних времен. Шелк сам по себе – ткань особая, во многом парадоксальная. Шелковая нить прочнее и при этом тоньше всех остальных, сама материя мягка и капризна, она требует тщательного ухода и сама ухаживает за кожей человека.  

История шелка в Азербайджане, по данным археологических и этнографических исследований, насчитывает более 2000 лет  и тесно связана с возникновением Великого шелкового пути. Испокон веков Страна Огней считалась одним из шелководческих центров мира. И именно шелк выбрали азербайджанские женщины для изготовления головных платков. Кялагаи в народе называют "струящимся шелком - символом нежности". Этот материал загадочен сам по себе. И то, как он рождается, и по своим характеристикам.  Шелк греет и дарит прохладу. Одним словом, древние азербайджанцы были правы, когда именно его выбрали для женского головного убора - кялагаи.

На протяжении веков кялагаи было неотъемлемой частью жизни азербайджанской женщины. Еще в 5-6 вв. в Мингечауре носили шелковые платки со следами золотошвейной вышивки - прообраз кялагаи. Исторические перипетии взаимоотношений соседних с Азербайджаном стран с родиной шелка — Китаем — способствовали  развитию здесь шелководства, причем, прежде всего, в Ширване. Азербайджан в XVII веке являлся крупной шелководческой областью Ближнего Востока, а Ширванская провинция - главным районом шелководства Азербайджана. Важнейшими центрами производства шелковых тканей в Азербайджане были  Шемаха, Гянджа, Шеки, Шуша. Здесь производили удивительные по тонкости, изысканности и красоте узоров, ткани, шелковые женские головные платки и др. Особенно Шеки издавна славился изделиями из шелка. Известен факт преподнесения Ивану Грозному перчаток из шелковых нитей, расшитых жемчугом. Уже в те времена плотная шелковая ткань, производимая в Азербайджане, была очень популярной на Руси. Она называлась шемахейкой  и была желанным дорогим подарком. Очень ценились шелковые ткани в Европе. Это не случайно, ибо они были гигиеничными и удобными в быту: простыни, нательное белье, наряды придворных, гобелены и просто драпированная ткань, закрывающая стены. Поэтому описания азербайджанской земли, где производились чудесные ткани, встречаются и у Александра Дюма, и в XV веке у путешественника Шиптбергера, и у венецианского посла Контарини, у посла Русского представительства Афанасия Никитина и др. Итальянский путешественник Марко Поло еще в 13 веке отмечал красоту таких шелковых платков в Шемахе и Барде.

Много любопытных сведений оставили такие английские путешественники как Р.Джон-сон, Т.Олкок, Дж.Рении, Р.Чини и другие. Голландец Я.Я.Стрейс, побывавший в Азербайджане в середине 17 века, сообщал, что на базаре в Шемахе "много хороших и крытых рядов со многими лавками, где продают меха, шелк, вытканные серебром и золотом платки..."

Келагаи — это не просто предмет одежды. За многие века он приобрел даже символическое значение, благодаря символике и узорам, украшающим это произведение народного искусства.

С ношением кялагаи был связан целый этикет. В зависимости от возраста и семейного положения женщины, ей полагалось носить платки тех или иных цветов и узоров: женщинам в возрасте – более темных, сдержанных тонов с «солидным» орнаментом, молодые же девушки, даже если они собирались на поминки, не покрывали голову черным кялагаи, а в обычной жизни и вовсе носили кялагаи ярких цветов. Невесту в день свадьбы облачали в особый, специально предназначенный для этого дня алый кялагаи. Кроме того, в каждом регионе Азербайджана существовала своя «мода» на ношение кялагаи.                            

Кялагаи - это честь наших, азербайджанских, женщин, символ мира и благосостояния. Матери и бабушки, желавшие предотвратить войну и кровопролитие, останавливали воюющие стороны, бросив между ними кялагаи. Девушки в знак согласия на свадьбу отдавали возлюбленному свой кялагаи.

В старину женщины повязывали головы «четвертушкой» кялагаи, называемой «дингя», а сверху накидывали большой кялагаи. Узоры кялагаи – это целая философия. Чаще всего здесь встречается один из важнейших рисунков-символов – бута (существует несколько видов этого орнамента). Кроме того, имеется еще почти полторы сотни самых разнообразных геометрических, растительных, зооморфических и т. д. узоров. Большинство из них уходят корнями в мифологию. А все вместе, в том или ином сочетании, образуют своеобразную мини-книгу. И тем, кто умеет ее прочесть, откроется много интересного

Считается, что с помощью келагаи, его цвета, орнамента и способа повязывания можно объясниться в любви, попросить прощения, помириться, обозначить свой социальный статус. Если объединить несколько узоров, можно даже зашифровать послание. Цвет тоже можно выбрать на любой вкус.

По традиции, которой более 2 тысяч лет, келагаи должен быть квадратной формы, но сегодня выпускаются и келагаи прямоугольной формы. Все формы  келагаи изготовлены искусными мастерами. Многие сохранились с давних времен. И у каждого изображения свое значение. Например,  шах бута – большое изображение буты, символа огня, исполняющего желания. Внутри буты раньше писали заклинания или пожелания, чтобы бута помогла им осуществиться. Солнце – символ благополучия и удачи. Маленькие кружочки – это монетки, богатство. А гоша бута символизирует любовь и верность. Мастер изображает на платке то, что он хочет пожелать будущей обладательнице. Все делается вручную. Поэтому ни один  платок не похож на другой.

Орнамент на келагаи наносится с помощью специальных форм из дерева   или стали, красители используют только натуральные, поэтому платки не блекнут даже через много лет.  По особенности расположения узоров кялагаи делятся на три вида. К первому относятся кялагаи, сплошь покрытые узорами, образующими целую картину, являющуюся своеобразным кодом, в котором зашифровано мировоззрение людей древности. Вторые – те, где узор расположен лишь по краям. И третьи – наиболее распространенный, повседневный вариант, белоснежные кялагаи с ярким орнаментом по краям. Сюда же относятся и кялагаи цвета золотистой луковой шелухи – они были популярны, прежде всего, в связи с тем, что, в отличие от белых, не так быстро пачкались. Кялагаи изготавливается по методу «батик» - это горячее окрашивание шелка. Узор на ткань наносится при помощи специальных «печатей» - галибов. При этом используется, в основном краска растительного происхождения, добываемая из коры деревьев, различных цветов, плодов и т. д. Среди полученных в результате этого красителей есть уникальные, не имеющие аналогов во всем мире. Процесс изготовления кялагаи – очень сложный и трудоемкий, требующий от мастера настоящей виртуозности, целого комплекса знаний, навыков и даже особенной интуиции. В прежние времена этим ремеслом занимались только мужчины, но сегодня в Азербайджане есть художницы, которые с увлечением работают в технике горячего батика, создавая интересные художественные полотна на шелке. Но первым образцом такой живописи, а точнее художественного портрета, был, по свидетельству Низами, портрет Александра Македонского, который по повелению царицы Нушабы изготовили придворные мастера. А было это так.

Великий завоеватель явился к царице с визитом под видом странника. Но острый глаз, ум, сообразительность и женская интуиция позволили царице определить по осанке, манере поведения и мышлению, кто на самом деле перед ней. Не подав вида, царица продолжала беседу с гостем, а когда наступило время трапезы, она велела вместо еды поставить перед изнемогающим от голода Македонским огромное блюдо с драгоценными каменьями. Изумлению и возмущению царя не было предела. Но Нушаба преподала ему урок восточной мудрости: для того чтобы жить, человеку нужна еда: хлеб, вода, вино, виноград; никто в этом подлунном мире не может насытиться блеском драгоценных камней. А потом, сказав, что узнала в нем завоевателя-царя, преподнесла в дар его портрет, выполненный на шелке. И Александр был сражен не только умом, но и талантом ее придворных (Низами, "Искендернаме").

Секреты этого искусства передаются из поколения в поколение и берегутся как зеница ока.  В каждом кялагаи языком красок и узоров  были отражены отношения, чувства и мечты их изготовителей и носительниц.  Этот шелковый головной платок украшается методом басманахыш и окрашивается в цвета, соответствующие событиям, происходящим в жизни. Изделие окрашивается последовательно. Тот, кто занимается окрашиванием кялагаи (боягчы), выполняет особую работу. Так, только у него хранится ключ от помещения (кюпхана), в котором протекает процесс окрашивания, и он никого не впускает туда для сохранения секрета производства. Таким образом, кялагаи окрашивается в различные приятные, немеркнущие цвета.  При переселении азербайджанцев с одного места на другой, на новом месте мужчины первым делом изготавливали кялагаи.

Кялагаи, вес которого составляет всего 130 грамм, легко проходит через кольцо. Вершина кялагаи, отличающаяся цветами и узорами, - это «Семицветное кялагаи». Его кипятят, красят и сушат девять раз.  Первая выставка по кялагаи была проведена в Азербайджане в 2005 году. Впоследствии азербайджанские кялагаи были представлены на различных выставках в  Турции, Грузии, Венгрии, Австрии, Италии, США, Бельгии, Малайзии и других странах.  

Родина кялагаи - расположенный на северо-западе Азербайджана древний Басгал, где  и  по сей день  жива традиция производства кялагаи. Сегодня в Центре шелка Басгала действует интерактивный музей, посетители которого знакомятся как с процессом изготовления кялагаи, так и получают сведения по его истории. А самое интересное то, что в музее созданы возможности для участия посетителей в процессе производства кялагаи.

Кялагаи и сегодня привлекает жительниц современных городов, которые не только не отказались от него, а напротив, нашли ему новое применение, нося в виде шарфов, шалей, элементов вечерних нарядов и т. д.  Происходит процесс  модернизации кялагаи.  По всему миру самые продвинутые дизайнеры используют этнические элементы в самой современной одежде. Нынешние модницы с удовольствием носят кялагаи и в ХХI  веке, оставаясь все теми же загадочными восточными красавицами. 

Изготовленные в Азербайджане  кялагаи  пользуются большим спросом как у местных любителей фольклора, так и у иностранцев. Известная  российская телеведущая Яна Чурикова призналась,  что ей  очень нравятся местные  национальные платки – кялагаи, которые она с удовольствием носит в Москве, так как они очень стильно смотрятся и хорошо сочетаются с разной одеждой, придавая образу этническую нотку.

Созданный недавно Национальный бренд «Azerbaijan Kelagayi» расширяет свою популяризацию в мире и начинает сотрудничество с рядом зарубежных дизайнеров. Основатель бренда Амина Меликова отмечает -  «Платок носят представители многих культур на планете. Он объединяет религии мира, их обряды и церемонии. Женщины всегда отдавали дань красивым платкам вне зависимости от того, к какой культуре они принадлежат, например, павлопосадские  платки - это не просто платки, это часть истории для каждой российской женщины. Российские женщины с гордостью их носят. Они дарят эти платки гостям и это прекрасный подарок, потому что это часть русской души. Келагаи - это часть азербайджанской культуры, это прекрасное искусство, которое создали наши предки и подарили его нам. А мы носим его сами, передаем детям и дарим его представителям других народов».

26 ноября, в рамках девятой сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, которая проходила в Париже 24 – 28 ноября, произошло событие, которое еще раз подтверждает, общемировую историческую и культурную значимость этого элемента женского облика.  Азербайджанский келагаи был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО под названием «Традиционное искусство изготовления и ношения женского шёлкового головного платка келагаи и его символика».  Это  историческое событие является ярким результатом большой поддержки  Президента  Ильхама  Алиева и  первой   леди Азербайджана, президента Фонда  Гейдара Алиева   Мехрибан    Алиевой сфере сохранения национально-духовных ценностей республики.

Возникает убеждение: пока есть такие люди, неповторимые шедевры искусства азербайджанского  народа будут жить и прославлять Азербайджан во всем мире.

Специально для ВАК - «Azerbaijan Realities»


3756 просмотров

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Новости по теме


Наверх