«Зашифрованная книга» - Азербайджанский ковер

23 ноября , 2016, 22:44

Ковёр - это неотъемлемый элемент Востока. Возможно, это первое, что ассоциируется у нас со словом "Восток".

Ковры появились на Востоке ещё в IV веке до нашей эры. Первоначально их использовали для защиты от холода, ими покрывали полы, вешали на стены. Также они выполняли функцию кровати, стола, стула и т.п. Но развитие коврового искусства привело к тому, что ковёр не просто стал символом Востока, но и его бесценным богатством. В истории каждого народа на нашей планете присутствует область искусства, которая отражает богатство духовного мира этого народа. Для азербайджанцев этим видом искусства несомненно является ковроделие.

С древних времен азербайджанский ковер, вобравший в себя все разнообразие кавказской природы, является своеобразным хранителем и источником информации, где каждый символ играет свою роль, и если вы сможете его расшифровать, он готов побеседовать с вами и раскрыть свои тайны.  Ковроткачество является одним из наиболее значимых и древних видов азербайджанского народно - прикладного искусства, традиции и секреты которого бережно хранились и передавались из поколения в поколение.

Согласно археологическим материалам и письменным источникам, ковроделием в Азербайджане занимались еще в бронзовом веке (конец II - начало I тысячелетия до н.э.). Украшенный изображениями цветов рисунок попоны на глиняной фигурке лошади (II тысячелетие до н.э.), обнаруженной в г.Маку в Южном Азербайджане и другие находки показывают, насколько древней историей обладает ковровое искусство в Азербайджане. В ходе археологических раскопок в Мингячевире из катакомбных захоронений, относящихся к I-III векам, обнаружены остатки паласов и ковров.

О развитии ковроделия в Азербайджане сообщают Геродот, Клавдий Элиан, Ксенофонт и другие античные историки. В эпоху Сасанидов (III-VII века) ковровое искусство в Азербайджане прошло путь дальнейшего развития, изготовлялись великолепные ковры из шелка, золотых и серебряных нитей. О шелковых тканях и разнообразных коврах, изготовлявшихся в Азербайджане, сообщает албанский историк Муса Каланкатуйский (VII век).  В средние века основными центрами производства безворсовых ковров, ткавшихся золотыми и серебряными нитями, были Тебриз, Шамахы и Барда. Такие ковры, в силу своей дороговизны изготовлявшиеся большей частью для знати, именовались "зербаф". Английский путешественник Антони Дженкинсон, побывавший в Азербайджане в XVI веке, сообщает о сотканном золотыми и серебряными нитями ковре, которого он увидел в летней резиденции Абдуллы хана в Шамахе. Голландский путешественник XVII века Ян Стрейтс сообщает о попоне на лошади правителя Шамахи, сотканной золотыми нитями и украшенной жемчугами и драгоценными камнями. В эпосе «Китаби Деде Коркуд» воспеваются азербайджанские шелковые ковры.

В XIII-XIV вв. из Азербайджана в зарубежные страны экспортировалось большое количество ковров и ковровой продукции. Эти ковры, привлекавшие внимание тонким орнаментом, нежными и изысканными узорами, нашли свое отражение в произведениях и миниатюрах известных европейских художников. Так, в табло "Мария со своим младенцем" нидерландского художника XV века Ханса Мемлинга дано изображение ширванского ковра, в работе Ван Эйка "Святая Мария" - зейвинского ковра, а в произведении немецкого художника XV века Ханса Холбейна "Сваты" - газахского ковра. Исследования доказывают, что кавказское ковроткачество берёт своё начало именно из Азербайджана.

Азербайджанский ковер со своим стилизованным языком узора, колоритом и художественным совершенством и поныне радует и удивляет. Прекрасные ковры и ковровые изделия, созданные руками азербайджанских мастериц, украшают такие крупнейшие музеи мира, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Топкапы в Стамбуле, музей Виктории и Алберта в Лондоне, музей текстиля в Вашингтоне, музей Азербайджанского ковра и музей истории Азербайджана в Баку.

Особенностью азербайджанского коврового орнамента является использование изображения растительных, зооморфных, антропоморфных и абстрактно-геометрических форм. Наиболее распространенные  узоры  на коврах следующие: «Дамга» (клеймо) Чаще всего этот элемент использовался как символ семьи, племени, рода. «Клеймо» должно расцениваться как личная печать каждого ковра и ткача, как их опознавательный знак.

«Стрела» -один из широко распространенных элементов азербайджанских ковров. Часто встречается в качестве вспомогательного элемента. Ткется в средних и маленьких размерах, в самых разных цветовых оттенках и в комплексе нескольких элементов. Как правило, этот заполняющий, выступающий в качестве украшения элемент ткачи расценивают как символ направленности энергии, желания к какой-то цели.

«Амулет» —  изображения разного цвета, как правило, треугольной формы, украшенные узором ладанки-оберега, считаются, в основном, вспомогательным элементом. По народному поверью, этот элемент является оберегом, защищает от дурного глаза, злых умыслов сам ковер, создавшего его ткача, семью, которой он подарен, и дом, где ковер находится.

«Бута» — считается формой украшения, относится к периоду зороастризма. Чаще всего используется в бакинских, гянджинских, ардебильских, тебризских, нахчыванских, сальянских коврах. Бута была широко распространена в декоративном и декоративно-прикладном искусстве стран Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Бута бывает разных видов: «бала бута», «хямли бута», «балалы бута», «эвли бута», «гошаарвадлы бута», «чыгга бута», «лелек-бута», «кюсюлю бута»,    «говушан бута», «язылы бута» и др. 

«Голубая птица или Симург» — изображается как символ победы добра над злом, присутствует в карабахских коврах «Хатаи», изображения этой мифической птицы часто украшают внешнюю кайму молитвенных ковров.

«Орел» — олицетворение мощи и достоинства, символ неба и здоровой жизни, встречается в дворцовых «тебризских» коврах.

«Цветок» — это элемент, изображаемый во всех произведениях искусства, в том числе и в коврах, выступает в качестве символа красоты, любви, дружбы, мира.

«Звезда» считается символом ума, удачи и счастливой жизни, не случайно, выражение «улдузу парлады» (его звезда засверкала) означает наступление счастливой, спокойной жизни. Существовала традиция дарить молодым семьям ковры, на которых имелись изображения звезд.

«Листок» — этот элемент на ковре выступает и как самостоятельный, и как вспомогательный элемент. Он характерен для всех ковров, имеющих композицию, основанную на растительных мотивах.

«Гранат» — символизирует чудо природы, способное расти на мелководных и соленых почвах.

«Колос» — олицетворяет природу, изобилие и достаток в мире, плодородную почву.

«Древо жизни» — воплощает в себе воду, развитие семьи, рода, племени, в целом, объединений, основанных на генеалогическом единстве. Исследователи характеризуют это как символ жизни после смерти, символ потустороннего мира и поколений, канувших в вечность.В ковроткачестве используются в основном семь цветов красителей пряжи с различными оттенками.  Азербайджанские мастера в течение долгих столетий выработали рецептуру красителей, получаемых из окружающей флоры. Естественные красители, в отличие от химических, не разрушают структуру шерстяных волокон и придают им блеск и сочность красок.

По технологии изготовления ковры Азербайджана делятся на ворсовые и безворсовые.  Безворсовые ковры намного древнее ворсовых, отличаются самобытным узором и ярким колоритом. Безворсовые ковры именуются еще "коврами быта", обыденной жизни и деятельности народа. Это палас, джеджим, килим, шедде, верни, зили, сумах - представляющие собой как бы начальный этап развития ковроделия, когда ковры создавались путем простого продевания и обвязывания нитей основы и утка.

Ворсовые ковры, с многочисленными схемами и богатыми орнаментальными мотивами, наиболее сложны по технике вязания. Они создаются с помощью узловязания способом "тюркбаф", открывающим широкие возможности для хитросплетения узоров, сочетания цветов и сюжетов.

Азербайджанские ковры и ковровые изделия по классификации, в основе которой  три основных отличительных фактора: орнамент, техника исполнения и вид коврового изделия,  условно подразделяются по территориальному признаку  на 8 ковродельческих  школ:

1. Губинская школа ковроткачества;

2. Абшеронская школа ковроткачества;

3. Ширванская школа ковроткачества;

4. Гянджинская школа ковроткачества;

5. Газахская школа ковроткачества;

6. Карабахская школа ковроткачества;

7. Тебризская школа ковроткачества;

8. Нахчыванская школа ковроткачества.

Азербайджанские ковры передают своими орнаментами эстетические взгляды и духовный мир своего народа. Каждой из этих зон свойственны специфические орнаменты и мотивы. В зависимости от зон в них превалируют  изображения геометрических фигур, растений, животных и людей.

Ширванская ковровая школа – в основном ширванские ковры небольшого размера. Основным материалом для изготовления ковров этой школы является шерсть. Дизайн и богатая композиция ширванских ковров известны еще со средних веков.Основными цветами фона являются синий и красный с комбинациями зелёного.

Абшеронская (Бакинская) ковровая школа – территориально в бакинскую школу входят апшеронские сёла, а за пределами Апшерона в бакинскую школу включён регион Хызы. Ковры этой школы можно охарактеризовать интенсивностью и мягкостью цветов, а также довольно оригинальными геометрическими узорами. Часто в центре бакинских ковров изображается шестиугольный или четырёхугольный медальон.

Кубинская ковровая школа – к этой школе относятся северо-восточные регионы Азербайджана. Ковры кубинской школы обычно украшаются сложными медальонами. Композиции этих ковров весьма разнообразны. Цветовая гамма весьма обширна, используются как мягкие, так и тёмные цвета. Ворс у кубинских ковров высокий и бархатистый, а также весьма упругий. В качестве материала для производства ковров служит нежная шерсть.

Казахская ковровая школа – к этой школе относятся следующие районы азербайджанского ковроделия: Казахский, Таузский и Агстафинский, а также области Борчалы и Гокчи в Грузии и Армении соответственно. Основной материал, использующийся при производстве казахских ковров – шерсть. Основные цвета, используемые мастерами данной школы для оформления ковров – синий, красный, а также цвет слоновой кости. Казахские ковры относят к «грубошерстным» коврам.

Гянджинская ковровая школа – к этой школе относят близлежащие к городу Гянджа села, а также Геранбойский, Кедабекский, Самухский и Шамкирский районы. Для оформления ковров этой школы мастера коврового дела используют восьмиугольные орнаменты, звёзды, а также три одинаковых симметрично расположенных медальона. Традиционные цвета гянджинских ковров – насыщенный красный, синий и тёмно-синий, но используются и жёлтые, зелёные, бежевые, коричневые и чёрные цвета.

Тебризская ковровая школа – к данной школе относят районы современного Иранского Азербайджана. Тебриз на протяжении веков являлся центром по производству самого широкого спектра ковровых изделий, и на сегодняшний день ковры, произведённые в этом регионе, очень высоко ценятся знатоками искусства. На протяжении долгого времени в Тебризе ткались ковры для нужд шахского двора, в связи с этим в город по приглашению съезжались лучшие мастера ковроткацкого дела со всего Ирана.

Нахчыванская ковровая школа - для этой школы характерны длинные ковры с геометрическими, растительными и зооморфными узорами. Относящиеся к XVII-XVIII векам нахчыванские ковры из цикла «аждахалы», отличающиеся богатством и разнообразием композиционного решения, хранятся в настоящее время в музеях Станбула.

Особенно стоит выделить карабахскую ковровую школу. Здесь испокон веков ткались ковры великолепного качества. Местные мастера ткали ковры в большинстве своём для продажи. Карабахские ковры с успехом реализовывались на Иранских и Турецких рынках, что говорит о том, что азербайджанские ковры довольно высоко ценились.

Город Шуша был основан в начале 1750-х годов карабахским ханом Панахали, и долгие годы служил столицей Карабахского ханства. В XVIII веке карабахская школа ковроделия была сосредоточена в Шуше. Наряду с коврами классического рисунка в Шуше ткались новые ковровые композиции - "Багчадагюллер", "Сахсыдагюллер", "Булуд" и др., украшенные узорами, взятыми с доставлявшихся из России и Европы подносов, ароматического мыла, ситца и других бытовых предметов. Карабахские ковры имеют богатейшую красочно-цветовую палитру, которая отражает в себе самые тонкие оттенки красок природы Карабаха.

Ковры удовлетворяли не только эстетические запросы народа, но и его повседневным нуждам, при этом главное назначение ковра было бытовым. Его использовали в основном для утепления жилища. Широко были распространены ковровые изделия, используемые для различных хозяйственных и бытовых нужд - мафраши, выполняемые в технике безворсового ткачества; переметные сумы - хурджун, хейбе; изделия для хранения сыпучих продуктов - чувал; различные по назначению попоны - чул; надседельники - яхар усту и другие.

Азербайджан считается одним из мировых центров ковроткачества. Азербайджанские ковры прославились на весь мир как древние образцы искусства. И сегодня эти ковры считаются ценнейшими экспонатами мировых музеев.  Лучшие образцы азербайджанского коврового искусства представлены   в Белом Доме, Государственном департаменте США и во многих музеях мира, включая Азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусства в Баку, Музей Метрополитен в Нью-Йорке,  Музей изящных искусств в Бостоне, Музей искусств в Филадельфии, Лувр в Париже,  Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Эрмитаж, Ватикан, что свидетельствует о высоком уровне развития древней и вечно молодой культуры азербайджанского народа.

Кстати, интересный факт относительно роли азербайджанского ковра в мире: во время похорон Иоанна Павла II, гроб с телом Папы Римского стоял непосредственно на азербайджанском ковре.  Ковер вбирает в себя желания и чувства того, кто его ткал, передавая нам хранимые  тайны из глубины веков.  Азербайджанское ковровое искусство - это не просто традиция, которую народ Азербайджана соблюдает вот уже многие столетия. Для многих это уже смысл жизни, семейное ремесло, навыки владения которым веками передаются от одного поколения к другому, и от занятия которым они ни за что не откажутся.

Вот такой он, азербайджанский ковер, — древний, волшебный, полный символов и тайн. Можно изучать его годами и все равно находить что-то незнакомое, раскрывая все новые и новые загадки.    Азербайджанские ковры представляют собой одну из ветвей коврового искусства Востока.  К сожалению, очень часто в музеях мира они демонстрируются как Кавказские, Иранские, а иногда даже как Армянские ковры.

После получения Азербайджаном независимости было проведено очень много мероприятий для признания азербайджанского ковра в мире. В 2005 году был принят очень важный закон "О сохранении ковра и его дальнейшем развитии". Этот закон и ряд других мер дали возможность для признания азербайджанского ковра.

16 ноября 2010 года произошло событие, которое еще раз подтверждает, общемировую историческую и культурную значимость азербайджанского ковра. На заседании Межправительственного комитета ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия, проходящем с 15 по 19 ноября в Найроби под председательством Оле Иакова Миарон из Кении, традиционное искусство ткания азербайджанских ковров в Азербайджане было внесено в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

По словам  первой леди  Азербайджан, посла доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан Алиевой : «- Включение азербайджанских ковров в список нематериального наследия - это заслуга сотен поколений наших предков, создававших уникальную школу ковроделия, которой славится Азербайджан. Ковры - это важнейшая часть нашего духовного наследия. Их сегодня можно увидеть в крупнейших музеях мира. К сожалению, далеко не всегда упоминается о том, что это именно азербайджанские ковры. При этом история ковроткачества в Азербайджане насчитывает не одно тысячелетие. О наших коврах можно рассказывать до бесконечности. Они - как открытая книга, которую просто надо уметь прочитать. В их узорах "зашифрована" вся наша многовековая история. Здесь специалисты находят и стилизованные растительные или анималистические орнаменты, и древнюю символику, относящуюся к временам зороастризма и даже более древних культов, существовавших в Азербайджане. Это наш, если так можно сказать, эстетический генетический код. Мы сегодня прилагаем серьезные усилия к тому, чтобы это древнее искусство продолжало жить и развиваться.»

Азербайджан издревле славится искусством ковроткачества, поэтому и неудивительно, что именно здесь, в Баку был открыт единственный в мире Музей Ковра.

Музей Азербайджанского Ковра был основан народным художником Азербайджана, лауреатом Государственной премии СССР, выдающимся мастером и исследователем ковра Лятифом Керимовым в 1967 году. Музей, где собраны уникальные образцы прикладного искусства, в различные периоды располагался по разным адресам.  C  целью более широкой и эффективной демонстрации ковров, являющихся уникальными жемчужинами нашей страны, согласно соответствующему Распоряжению Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева было принято решение построить отдельное здание для музея. 15 мая 2008 года на территории Приморского национального парка состоялась церемония  закладки первого камня нового здания музея ковра, в котором принимали участие президент  Ильхам Алиев и главный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. Новое здание музея построено в виде сложенного ковра. Азербайджанский музей ковра обладает самой крупной в мире коллекцией ковров, что позволило провести в Баку по линии ЮНЕСКО два представительных симпозиума по искусству восточных    ковров. Международное  признание получили музей и как центр по изучению и пропаганде восточного  искусства.

В Азербайджанском Музее Ковра собрана богатейшая коллекция ковровых изделий, насчитывающая около миллиона экспонатов, среди которых как старинные, созданные несколько столетий назад, так и современные ковры и паласы.  Самым старинным предметом коврового искусства в музее является фрагмент тебризского ковра «Овчулуг» XVII века. Ещё одним ценным экспонатом музея является ковёр XVIII века «Хила Афшан», сотканный в селении Хила (Амирджан) близ Баку. И еще одним из наиболее ценных – является ковер с национальным орнаментом «Хили-Бута» (узор выполнен в виде капли), сотканный карабахскими умелицами в X веке. Помимо ковров в музее также представлены изделия из керамики и бронзы, ювелирные изделия, художественное шитье, что позволяет проследить связь между развитием ковровых орнаментов с другими видами народно-прикладного искусства.

Лучшие традиции коврового производства в Азербайджане остаются и будут оставаться ценным источником для мастеров настоящего и будущего. Благодаря этим бессмертным образцам следующему поколению будет чему поучиться.

«Azerbaijan Realities» / Специально для ВАК


4253 просмотра

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Новости по теме


Поздравляем
Наверх