«Дом Огня»- храм "Атешгях"

11 мая , 2016, 11:56

Пусть Апшерон не красят горы
И сушит внутренний огонь...
Лежит, протянутая в море,
Его рабочая ладонь.
Есть много стран - соперниц рая -
В бананах, зреющих в тиши,
Но в мире нет такого края
С подобным пламенем души...

Имран Сеидов


Азербайджан – удивительная страна с многовековой культурой и традициями. Одним из символов красоты на азербайджанской земле является огонь. Баку, его нефть, «горящая земля» еще издревле были известны далеко за его пределами.
В письменных источниках средневековья, касающихся Баку, неизменно упоминаются находящиеся в его окрестностях "вечные огни".Не случайно даже название страны переводится, как «Огненная Земля». Причиной тому стали гигантские залежи нефти и газа, расположенные близко к поверхности земли. На основе этого природного феномена появилась религия, в которой главную роль играл культ огня – зороастризм.В храмах огня храмовый огонь помещается на подставках в виде алтарей, поднимается на крыши высоких культовых храмов. Храм огня называется «Местом Огня» или «Домом Огня».Одно из таких мест - храм "Атешгях", дату  основания которого можно обозначить III-IV вв. нашей эры. Храм огня Атешгях расположен в 30 километрах от центра Баку, на юго-восточной окраине селения Сураханы Апшеронского полуострова.  Нынешний   Атешгях построен в XVII-XVIII веках на месте «вечных», неугасимых огней - горящих выходов естественного газа. Он сооружен проживавшей в Баку индусской общиной, большинство членов которой происходило из Северной Индии и относилось к касте сикхов.

Атешгях поражает своей оригинальностью. Через небольшую арку, расположенную под своеобразной башней, попадаешь во внутренний двор. Посреди двора, выложенного каменными плитами, стоит храм-святилище с центральным алтарем в виде ротонды, открытый со всех сторон. Внутри него пылает негасимый факел. Все сооружение храма, напоминающее караван-сарай, в форме замкнутого пятиугольника, состоит из двадцати шести келий и одной комнаты, лишенных окон, с вмонтированными над входом надписями, которых всего двадцать: из них одна персидская, остальные — индусские. В сооружение также входит четырехугольная яма, для сжигания тел умерших на священном огне, ныне заваленная камнями. В молельнях и жилых кельях собран незамысловатый скарб отшельников. Отшельники, насчитывавшие несколько десятков человек и жившие в Атешгяхе, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Они вешали на себя цепи, вес которых достигал более 30 кг, лежали на негашеной извести - до омертвления отдельных частей тела. Они не трудились, жили за счет пожертвований индийских купцов. Отшельники верили, что душа человека после смерти перерождается и возвращается вновь на Землю. А в каком обличье - знатного человека или какого-нибудь животного - зависит от кармы - суммы добрых и злых дел. В храме происходили молитвенные процессии и жертвоприношения огню. Огнепоклонники предавали пламени священного огня все, что могло помешать победе Добра. Люди молились, чтобы огонь защитил их от врагов и духов. Огонь являлся в их глазах олицетворением жизни во вселенной. «Пусть у тебя потухнет очаг» — было самое сильное проклятье в этих местах.
Зороастризм является одной из самых древнейших религий человечества. Основоположником этой религии был Зороастр, или Заратуштра. Он строил свою философию на идее борьбы двух вечных начал — добра и зла. Символом чистоты помыслов и душевных устремлений был священный огонь. Свет, Добро и Справедливость олицетворял Ормузд (Ахурамазда), а Тьму, Зло и Гнет — Ахриман (Анхра-Манью). По религии в этой битве, в конечном счете, должно победить Добро, и активные последователи Ормузда обретут счастье на том свете. Представления о счастье в ином мире, а также грехе и благом поступке свидетельствуют о том, что зороастризм являлся зрелой религией. Эта религия долгое время была господствующей в Азербайджане. Поэтому главные храмы огнепоклонников — зороастрийские — были построены именно здесь, в Баку. Как говорил М.Ж.Сэн-Мартен, французский востоковед начала XIX века: «Город Баку издревле почитался не только местным населением, но и персами как священное место ввиду наличия многочисленных источников нефти и свободных выходов на поверхность земли газов, пылавших естественными огнями. Во многих местах эти «вечные» огни поддерживались огнепоклонниками, создававшими целую группу алтарей и храмов огня. Город Баку был превращен своими правителями и их подданными  в место служения огню». Древние люди верили, что огонь уничтожает грязь и низость, несет людям чистоту. В VIII веке нашей эры, после прихода арабов в Страну Огней, здесь стал распространяться ислам, и храмы огнепоклонников пришли в упадок. Многие зороастрийцы, не приняв ислам, вынуждены были удалиться в Индию. Дальнейшая история огнепоклонничества продолжается именно там. «Атешгях»  вновь  возродился лишь в XVII-XVIII веках, когда по Великому Шелковому Пути в Азербайджан пришли огнепоклонники из Индии, где продолжал сохраняться культ огня: об «Атешгяхе»,как о действующем храме огнепоклонников, есть упоминания, относящиеся к 1683 году. Поклонение огню в Сураханы возобновилось после XV века в виду развития экономических и культурных связей с Индией. В XVII веке источники отмечают паломников - индусов, прибывших в Баку на поклонение огню.  "Атешгях" действовал до 1880 года, затем был заброшен: жрец, который следил за храмом, подумал, что бог отвернулся от него, закрыл храм и уехал отсюда. На месте древнего святилища огнепоклонников- зороастрийцев богатые индийские купцы начали сооружать постройки. Наиболее ранняя постройка храма относится к 1713 году. К наиболее поздним относится центральный храм-алтарь, выстроенный, как гласит надпись на средства купца Канчанагара в 1810 году. В течение XVIII века вокруг святилища, пристраиваясьдруг к другу, выросли молельни, кельи, каравансарай. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма – даванагари и гумруки.

«Атешгях» - пятиугольное сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре двора возвышается алтарь-святилище, выполненный в виде каменной беседки, по углам которой расположено еще несколько очагов. В центре алтаря – колодец, из которого бил «вечно» горящий газ. Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната – «балахане». Близ храма находится большая яма, где прежде сжигали тела мертвых индусов на священном огне. В середине XIX века, в связи с движением земной поверхности, выход естественного газа в этом месте прекратился. Паломники восприняли это как наказание богов и стали разъезжаться. «Атешгях», как место поклонения, просуществовал до 1880 года. Но сегодня древний зороастрийский Храм вновь открыт для посещения и манит туристов, только уже искусственными огнями.

В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв.дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий. Семья мобедов (Мобед — священнослужитель в зороастризме), которым принадлежит священный огонь, полностью несёт все расходы по содержанию огня и его защите и материально не зависит от помощи бехдинов— людей, исповедующих зороастризм. Буквальное значение «благоверный», последователь «благой веры». Решение об учреждении нового огня принимается только в случае наличия необходимых средств. 
Священные огни делятся на 3 ранга: 
1.Шах АташВарахрам (Бахрам) — Огонь высшего ранга. Огни высшего ранга учреждаются в честь монархических династий, великих побед, в качестве высшего огня страны или народа. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 16 огней разных видов, которые объединяются в один во время ритуала освящения. Служить у огня высшего ранга могут только высшие священники, дастуры; 
2.Аташ Адуран (Адаран) — Огонь второго ранга, учреждаемый в населённых пунктах с населением не менее 1000 человек,  в которых проживает не менее 10 семей зороастрийцев. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 4 огня из семей заратуштрийцев разных сословий: священника, воина, крестьянина, ремесленника. У огней Адуран могут совершаться различные ритуалы: нозуди, гавахгиран, сэдрэ пуши, службы в джашны и гаханбары и т. д. Службу у огней Адуран могут вести только мобеды. 
3.Аташ Дадгах — Огонь третьего ранга должен поддерживаться в местных общинах (села, большой семьи), располагающих отдельным помещением, которое является религиозным судом. На персидском это помещение называется дар ба мехр. Митра является воплощением справедливости. Зороастрийский священнослужитель, стоя лицом перед огнём дадгах, разрешает местные споры и проблемы. В случае, если в общине отсутствует мобед, служить огню может хирбад (Хирбад — низший священнический чин в зороастризме). Огонь дадгах открыт для публичного доступа, помещение, где находится огонь, служит местом собрания общины. 
Мобеды являются стражами священных огней и обязаны защищать их всеми доступными способами, в том числе и с оружием в руках. Вероятно, этим объясняется тот факт, что после исламского завоевания зороастризм быстро пришёл в упадок. Многие мобеды были убиты, защищая огни.

В начале XIX  века, сураханский «Атешгях» стал известен в России и довольно часто посещался российскими и европейскими путешественниками. В ноябре 1858 года «Аташгях» посетил французский писатель Александр Дюма-отец, который в своих воспоминаниях называл служителей храма "парсами", "гебрами" и "маджи" (то есть магами).
 В 1887 году храм посетил император Александр III. Окончательно огни храма угасли 6 января 1902 года.

После реставрационных работ в 1975 году храм был открыт для посещения в качестве музея под открытым небом. В 1998 году храм огнепоклонников «Атешгях» был представлен в ЮНЕСКО для внесения в Список объектов Всемирного наследия. В период независимости Азербайджана по решению Президента страны Ильхама Алиева от 19 декабря 2007 года здесь был создан  Государственный историко-архитектурный заповедник "Храм Атешгях".                                                                                                                             

"Атешгях" – уникальный шедевр, национальное достояние, дающий наиболее полное представление о последователях древней религии зороастризма. Сегодня древний зороастрийский Храм , наиболее посещаемый памятник старины, пользующийся большим вниманием туристов. Сюда, как и прежде тянутся представители разных религий. Мусульмане приносят жертвоприношения, индуисты и огнепоклонники молятся.   Этот храм привлекает представителей разных народов и религий, ведь магия огня действует на воображение человека независимо от его национальной и конфессиональной принадлежности!

И весьма символично, что Огонь первых Европейских игр, которые прошли в Азербайджане  в  2015 году,   был зажжён в музейно-историческом комплексе «Атешгях». Эстафета «путешествия» огня Евроигрпрошла по 60 городам и районам Азербайджана.  Именно музейно-исторический комплекс «Атешгях»  был выбран местом зажжения огня игр, так как это «идеальное место для подобного процесса», явилось прекрасным показателем синтеза древности и современности.

 

 

 

Специально для ВАК,

“AzerbaijanRealities”

 


3655 просмотров

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Новости по теме


Наверх