Азербайджанская Демократическая Республика

26 мая , 2017, 12:05

В марте 2017 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова проходила международная конференция «Столетие Революции 1917 года в России». В работе конференции участвовали ученые, которые уже не первый год занимаются этой проблемой.

Следует отметить, что любая революция, будь то английская, будь то французская Великая революция, будь то Октябрьская, или как сегодня говорят, российская революция, это всегда огромный трагический переворот, потому что касается человеческих судеб. Наша революция вместе с Первой мировой войной – это огромный рубеж в европейской культуре  и в европейском сознании, который принципиально повлиял на изменение осознания мира, человека, бога, природы. Но давайте вспомним, сколько памятников погибло в Великую французскую революцию -  разрушились соборы, скульптуры, библиотеки, музеи, усадьбы.Любая революция – трагедия. В этом отношение русская революция не хуже и не лучше.

Революционные события 1917 года до сих пор продолжают будоражить умы всего мирового сообщества. Интерес к этому событию мы можем зафиксировать сейчас в странах Европы, Америки и Азии.

Можно ли избежать революционных потрясений и достигнуть тех же самых целей мирными способами? Может ли общество найти такой механизм разрешения внутренних конфликтов, который позволяет двинуться дальше, но без революционных потрясений, без пролития крови, без гражданской войны? Эти дискуссии продолжаются и сегодня в зарубежной историографии.

Есть уже принятые в историографии позиции – нужно говорить о том, что русская революция подтолкнула правящие круги Запада к поиску амортизаторов революционного движения, по сути дела все буржуазные государства развернули большие социальные программы. Считается, что во многом именно события в России подтолкнули правящие круги Запада к тому, чтобы они начали уделять этому серьезное внимание. Отсюда новая роль государства, которая обозначается в межвоенный период и становится постоянным фактором общественной жизни после Второй мировой войны.

В ХХ веке народу Азербайджана, его политическим деятелям и зарождающейся дипломатии дважды довелось поднять знамя независимости и вести тяжелую борьбу в сложных региональных и международных условиях за установление и укрепление национальной государственности: в 1918 – 1920 годах и в 90-х годах прошлого века.

История существовавшей в 1918 – 1920 годах Азербайджанской Демократической Республики всегда привлекала повышенный интерес азербайджанской общественности и политического руководства. Известно, что общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев уделял ей особое внимание. Следуя его распоряжениям, были опубликованы в едином сборнике документы внешней политики Азербайджана, а также впервые обнародованы документы, имеющие отношение к АДР.

Азербайджанская Демократическая Республика просуществовала всего 23 месяца. В масштабах времени это не так уж много. Но созданная за эти месяцы история, пройденный путь, политический смысл свершенных дел стали достоянием нации. Провозглашенная 28 мая 1918 года независимость и как символ этой независимости взметнувшееся трехцветное знамя со звездой и полумесяцем стали не только закономерным результатом национального возрождения конца XIX– начала XX веков, но и целеуказующей идеологической путеводной звездой дальнейшей стратегии развития борьбы за достижение национальных целей.

Александр Иванович Герцен в одной из своих работ писал: «Бывают годы, когда на людей, как на виноград, выпадает невиданный урожай. В народе об этом говорят – они освящены кометой».

В начале ХХ  века Баку являлся одним из главных центров революционного движения в Российской империи, где в ожесточенной борьбе сталкивались представители различных политических течений и идеологических воззрений. Именно политические баталии, происходившие здесь в начале прошлого столетия, а также разворачивающаяся борьба за национальное освобождение были «университетами» для становления великой когорты Азербайджанских просветителей. Безусловно, создание АДР стало результатом целенаправленной и самоотверженной деятельности во имя национальных интересов Топчибашева, Хойского, Мехмандарова, Шихлинского и других выдающихся представителей азербайджанской политической и интеллектуальной элиты начала ХХ  века. Нисколько не умаляя их заслуг, все же необходимо признать, что наиболее существенный вклад в создание первого национального государства на мусульманском Востоке внес Мамед Эмин Расулзаде. Именно он сформировал теоретическую основу современной азербайджанской государственности и внес существенный вклад в ее практическую реализацию.

Выступая на первом заседании Азербайджанского парламента, М.Э.Расулзаде сказал: «На мою долю выпало великое счастье, открыть заседание первого Азербайджанского парламента, и честь поздравить вас, уважаемых депутатов. Ход великих событий привел нас к эпохе, когда каждый народ, входивший в состав Российского государства, предоставленный самому себе, самостоятельно должен позаботиться о своей судьбе, об устройстве внутренней жизни и урегулировании внешних взаимоотношений».

При этом М.Э. Расулзаде в своей речи особо подчеркнул, что «наше отделение от России не является враждебным актом по отношению к России. Мы не чувствовали обиды от русского народа, который не меньше нас страдал под гнетом деспотизма. Мы желаем видеть в России государство, основанное на демократических началах. Мы любим Россию, но любим и свою независимость. Однажды поднятое нами знамя свободы не должно спуститься».

Поколение, которое сделало возможным создание АДР было поистине великим. Мы стоим на плечах гигантов и поэтому мы сами кажемся высокими.

В своей речи, посвященной торжественному событию – Дню Республики 28 мая 2009 года Президент Ильхам Алиев назвал образование Азербайджанской Демократической Республики – первой демократической республики на мусульманском Востоке – событием  исторического значения. Выразив сожаление по поводу кратковременности существования АДР, он отметил, что азербайджанский народ и азербайджанское государство всегда с большим уважением будут относиться к АДР, к деятельности его создателей, что история Азербайджанской Демократической Республики – это наша история, и мы всегда будем извлекать из нее поучительные уроки.

Об Азербайджане, его положении в составе Российской империи и СССР историками написаны труды, освещающие его политическое, экономическое, социальное и культурное развитие, тесное взаимодействие и плодотворные связи с Россией, с русскими и другими народами страны. Но о том, какую роль сыграли отдельные представители азербайджанского и других народов, конкретные личности, оставившие заметный след в истории Азербайджана, России и СССР, написано очень мало.

Происходившие в течение двух веков российской и советской истории события, процессы взаимного познания культур, личная близость, родственные связи, смешанные браки – все это преломлено, воплощено в судьбах и деятельности великого множества реальных людей, азербайджанцев и русских, среди которых немало подлинно исторических, выдающихся, и, к сожалению, в ряде случаев забытых личностей.

Опыт истории не раз уже убеждал: за игнорирование или забвение прошлого, его фальсификацию или однобокое освещение приходится рано или поздно расплачиваться деформациями реальных отношений. Приобщаясь к опыту старших поколений, постигая судьбы и исторический вклад в общее дело наших соотечественников, мы укрепляем связь времен, проникаемся ответственностью за сохранение и обогащение исторических традиций взаимной приязни, признания и сотрудничества.

Если не понят, не раскрыт человеческий, духовно – нравственный смысл нашей истории, то опыт и традиции прошлого становятся лишь мертвым грузом, отягощающим нашу память. И напротив, наша общая история, становясь неизмеримо богаче, побуждает и морально обязывает потомков нести дальше эстафету добрых дел и отношений. Именно поэтому страницы этой истории будут «очеловечиваться» судьбами ее реальных персонажей, чья достойная деятельность и сегодня не утратила нравственной и познавательной ценности.

Теперь мы живем не в СССР, а в суверенных государствах. У каждого из народов своя особенная жизнь, свои заботы. Но и сегодня они связаны с живыми человеческими, духовными, культурными, экономическими, политическими интересами.

Конечно, и Россия, и Азербайджан сегодня иные, чем 200, 100, 50 лет тому назад, и отношения между ними по своему содержательному наполнению радикально изменились. Но и сегодня русские и азербайджанцы – это дети, внуки, правнуки – потомки тех, кто жил, трудился, завязывал первые контакты, устанавливал отношения, познавал иную культуру, мигрировал, переселялся, обретал новую родину.  Создавал материальные и духовные ценности и тем самым строил, развивал российско – азербайджанские, азербайджано – российские  отношения. И как бы ни менялись последующие поколения – мы все звенья одной исторической цепи. Мы сродни тем, кто был до нас, они и сегодня продолжают жить в нас!

 

Манаф АГАЕВ


568 просмотров

Связаться с автором статьи можно по адресу vak.news@gmail.com

Новости по теме


Наверх