Культура Азербайджана

Азербайджанская литература. Общие сведения.

Азербайджанский язык относится к огузской подгруппе тюркских языков. Этот язык появился в регионе в XI—XII веках с приходом тюркоязычных племён из Средней Азии и постепенно развился до его нынешней формы. Согласно БСЭ ( «Большой советской энциклопедии»), литературный азербайджанский язык начал складываться с XI века. Однако некоторые исследователи отмечают, что литературный язык начал формироваться примерно с XIII века, а письменная литература Азербайджана возникла в XIV—XV веках.

Письменным эпическим памятником огузских племён, позднее вошедших в состав азербайджанского народа является героический эпос Деде Коркуд, который возник в Средней Азии, но окончательно сформировался на территории Азербайджана. Общепринятый текст слагавшегося с IX века эпоса был составлен только в XV веке.

C монгольскими нашествиями XIII века усиливается процесс тюркизации Азербайджана, начавшийся ещё в предыдущий период; к концу XV века он привёл к появлению азербайджанской народности со своим собственным языком тюркской группы. Письменная, классическая азербайджанская литература началась после монгольского нашествия и стала развиваться в XVI веке после того, как Сефевидская династия установила своё доминирование в Иране. Литература Азербайджана развивалась под сильным влиянием персидской литературы, и авторы, писавшие на азербайджанско-тюркском языке, были, как правило, двуязычны.

 

Литература XIVXVIII веков

Литература на тюрко-азербайджанском языке (название азербайджанский язык тогда ещё не использовалось) формировалась в XIV—XV веках. Первым поэтом, от которого дошли стихи на тюркском языке, был Гасаноглы Иззеддин, живший в Хорасане на рубеже XIII—XIV вв.. От него дошли две газели, одна на тюркском и одна на персидском языках. Гасаноглы Иззеддин считается основоположником литературы азербайджанских тюрков.

Выдающуюся роль в развитии азербайджанской поэзии сыграл живший в XIV—XV веках Имадеддин Насими, который принял мученическую смерть в сирийском городе Алеппо. 

Среди авторов, живших в тот же период на территории Азербайджана, следует также отметить основателя династии Сефевидов шаха Исмаила I, писавшего под поэтическим псевдонимом Хатаи, автора поэмы «Дахнаме» ( «Десять писем»). При его дворе жил называемый «царем поэтов» Хабиби.

В то же время в Ираке жил и творил выдающийся азербайджанский поэт Физули, одинаково изящно писавший на азербайджанском, персидском и арабском языках.

В XVII—XVIII веках в Иранском Азербайджане пишут Саиб Тебризи, Говси Тебризи, Мухаммед Амани, Тарзи Афшар и Тасир Тебризи. От поэта Месихи дошла поэма «Варга и Гюльша», которая является одной из лучших романических поэм в средневековой поэзии, созданных на азербайджанском языке.

В XVIII веке пишут поэты Ширванской школы — Шакир, Нишат, Махджур и Ага Масих. В этот период усиливается воздействие на литературу устной народной словесности, ашугской поэзии. Письменная поэзия обогащается мотивами народного творчества, а поэтический язык заметно очищается от канонических норм и клише.

Основоположником реализма в литературе Азербайджана стал поэт и везирь при дворе карабахского хана Молла Панах Вагиф. Главной темой его поэзии являлась любовь и душевная красота человека. Творчество Вагифа оказало заметное влияние на народную стихтворную форму — гошма, которая широко стала применяться в письменной поэзии. Другой поэт, Молла Вели Видади, являвшийся близким другом Вагифа, воспевал в своих работах честность, смелость, силу мудрости и разума, критиковал междоусобные войны и феодальные жестокости. Его пессимистические настроения нашли отражение в таких стихотворениях как «Журавли», «Послания поэту Вагифу», «Поплачешь».

Творчество Вагифа и Видади стали вершиной поэзии XVIII века в азербайджанской литературе. Армянский поэт и ашуг Саят-Нова помимо армянского и грузинского, также писал на азербайджанском языке. В азербайджанских стихах Саят-Нова применяет художественные приёмы и находки ашугской поэзии. Большая часть его песен написаны по-азербайджански. По общим данным Саят-Нова написал около 120-ти стихов на азербайджанском.

В XVIII веке завершается процесс формирования самостоятельного азербайджанского языка.

В XIX веке также творят Молла Панах Вагиф, Мир Мохсун Навваб, Мешади Эюб Баки, Хуршуд Бану Натаван, Сары Ашыг, Гурбани, Леле, Ашыг Сафи Валех, Ашуг Самед — учитель Валеха, Ашыг Мухаммед (отец Валеха), Аббас Туфарганлы, Мискин Абдал, Ашыг Пери, Гасымбек Закир и др.

 

Литература XIX века

В XIX веке территория Азербайджана вошла в состав Российской империи, что оторвало местное население от персидской традиции и приобщило его к русско-европейской.

В этот период творят Гасым-бек Закир, Сеид Абульгасым Небати, Сеид Азим Ширвани, Хуршидбану Натаван, Аббасгулу Ага Бакиханов, Мирза Шафи Вазех, Исмаил-бек Гуткашынлы, Джалил Мамедкулизаде. Автором ряда прозаических произведений являлся Султан Меджид Ганизаде. Ему принадлежат публицистический рассказ «Гордость учителей», повесь «Ожерелье невест», рассказы «Диван Аллаха», «Гурбан байрамы» и другие.

В середине века возникает новый жанр в азербайджанской литературе — драматургия, основоположником которой стал Мирза Фатали Ахундов. В период с 1850 по 1857 годы им создаются шесть комедий и одна повесть, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана первый половины XIXвека. Ахундов становится также зачинателем литературной критики.

Другой драматург — Наджаф-бек Везиров в 1896 году создал первую азербайджанскую трагедию «Горе Фахреддина». В Иранском Азербайджане творят поэт Сеид Абдульгасем Набати и поэтесса Хейран-ханум, писавшие как на азербайджанском, так и на персидском языках.

Историко-культурные взаимоотношения Азербайджана и Южного Дагестана поспособствовали азербайджанской литературе обогатиться творчеством дагестанских авторов. Так, основоположник лезгинской письменной литературы Етим Эмин, помимо своего родного языка, писал также на азербайджанском языке. Виднейший представитель лезгинской светской письменной литературы поэт и учёный Гасан Алкадари также писал свои произведения на азербайджанском языке. На азербайджанском языке в 1892 году им была написана книга «Асари-Дагестан», представляющая собой свод восточных письменных сведений по истории Дагестана с многочисленными комментариями, замечаниями и стихотворными вставками Алкадари. Дербентский ашуг горский еврей Шаул Сименду, твориший в начале XX века, также писал на азербайджанском языке ивритскими буквами. В азербайджанской литературе того периода большое место занимала также ашугская поэзия. Наиболее известными были ашуги Алескер, Наджафкули, Гусейн Бозалганлы и другие.

В конце XIX века начинают свою литературную деятельность Джалил Мамедкулизаде и Нариман Нариманов. Нариманов организовал первую в Азербайджане народную библиотеку-читальню, создал ряд художественных произведений, в том числе первую в истории азербайджанской литературы историческую трагедию «Надир-шах».

 Джалилом Мамедкулизаде в этот период были созданы пьесы «Мертвецы» (1909), «Книга моей матери» (1918), рассказы «Почтовый ящик» (1903), «Уста Зейнал» (1906), «Конституция в Иране» (1906), «Курбанали-бек» (1907), ставшие классикой азербайджанского критического реализма.

 В начале века начинают своё творчество Мухаммед Хади, ставший основателем прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе, а также Гусейн Джавид и Аббас Сиххат. Большим культурным событием стало издание книги Аббас Сиххата «Западное солнце» (1912), состоявшая из двух частей, в которую он включил переведённые им произведения более двадцати русских поэтов. В своих произведениях Сиххат и Абдулла Шаиг выдвигали на передний план проблемы просвещения, образования, воспитания и нравственности.

Поэт Мирза Алекпер Сабир заложил на Востоке основы поэтической школы — Сабировской литературной школы. Яркими представителями этой школы являлись такие поэты, как Мирза Али Моджуз, Назми, Алигулу Гамкюсар, Б. Аббасзаде.

На рубеже 1910-х—1920-х гг. в Азербайджане творили авторы Джафар Джаббарлы, Ахмед Джавад, Уммигюльсум, которые воспевали государственную независимость Азербайджана, обретённую в 1918 году. К этому времени относится и творчество Сакины Ахундзаде, ставшей первой женщиной-драматургом в азербайджанской литературе. Огромное значение для азербайджанской литературы имели драматургические произведения Наримана Нариманова. Главные произведения Нариманова: «Бахадур и Сона», «Пир», «Надир-шах» и «Шамдан-бек». Автором ряда драматургических произведений был и крупный педагог Рашид-бек Эфендиев.

 

Литература советского Азербайджана

Установление советской власти в Азербайджане ознаменовалось расстрелом в Гянджинской тюрьме одного из крупнейших азербайджанских просветителей — директора Казахской учительской семинарии, автора брошюры «Литература азербайджанских татар» (Тифлис, 1903) Фиридун-бека Кочарлинского. Впоследствии жертвами репрессий пали основоположник прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе и драматург Гусейн Джавид, поэт Микаил Мушфиг, прозаик и литературный критик Сеид Гусейн, поэт и автор гимна Азербайджана Ахмед Джавад, писатель и учёный Юсиф Везир Чеменземинли и многие другие представители азербайджанской интеллигенции.

Гусейн Джавид — один из значительных представителей азербайджанского романтизма. Ярчайшими произведениями Гусейна Джавида являются стихотворные трагедии «Мать», «Шейх Санан» и «Демон», пьесы «Пророк» (1922), «Хромой Тимур» (1925), «Князь» (1929), «Сеявуш» (1933), «Хаййам» (1935) и др.

Лаконичный и сдержанный стиль другого поэта — Самеда Вургуна оказал влияние на формирование современного стиля и языка азербайджанской поэзии, способствовал очищению её от архаизмов. Им были созданы героико-романтическая драма в стихах «Вагиф» (1937), историческая драма в стихах «Ханлар» (1939), любовно-героическая драма в стихах «Фархад и Ширин» (1941), а также множество других произведений. В этот же период работали поэты Осман Сарывелли, Расул Рза, исторический романист Мамед Саид Ордубади, драматурги Сулейман Сани Ахундов, Мирза Ибрагимова, Самед Вургун, Сабит Рахман, Энвер Мамедханлы, Ильяс Эфендиев, Шихали Гурбанов. Поэты Балаш Азероглу, Медина Гюльгюн, Сохраб Тахир и Окума Биллури, эмигрировавшие из Иранского Азербайджана в Северный Азербайджан, своим творчеством также обогатили азербайджанскую литературу.

В июне 1927 года была создана Азербайджанская ассоциация пролетарских писателей, ликвидированная в 1932 году. В том же году был основан Союз писателей Азербайджана. В послесталинскую эпоху в Азербайджане творили поэты Али Керим, Халил Рза, Джабир Новруз, Мамед Араз, Фикрет Годжа, Фикрет Садыг, Алекпер Салахзаде, Иса Исмаилзаде, Сабир Рустамханлы, Фамил Мехти, Тофиг Байрам, Ариф Абдуллазаде, Гусейн Кюрдоглу, Ильяс Тапдыг, Муса Ягуб, Чингиз Алиоглу, Нусрат Кесеменли, Залимхан Ягуб, Рамиз Ровшан и др.

Творчество Мирзы Ибрагимова оставило яркий след в азербайджанской советской литературе. В своих драматических произведениях Ибрагимов показал себя мастером острых жизненных конфликтов, ярких, реалистических характеров, живого диалога. Написанные на основе лучших традиций национальной драматургии, его пьесы имели большое значение для развития азербайджанской советской литературы. Ярчайшими его произведениями являются драмы «Хаят», повествующая о социалистическом преобразовании деревни, и «Мадрид», рассказывающая о героической борьбе испанского народа против фашизма, а также пьеса «Махаббет» (пост. 1942) — о труде народа в тылу в годы Великой Отечественной войны, роман-эпопея «Пэр-ванэ», посвящённая жизни и революционной деятельности Наримана Нариманова и другие. В цикле «Южных рассказов», в романе «Наступит день» отразил национально-освободительного движения в Иране.

Активно стали развиваться и другие литературные жанры. Основоположником детективного жанра в азербайджанской литературе стал Джамшид Амиров. На рубеже конца XX века известноть получает поэт Бахтияр Вагабзаде, написавший более 70 стихотворных сборников и 20 поэм. Одна из его поэм — «Гюлистан» была посвящена азербайджанскому народу, разделённому между Россией и Ираном и его стремлению к объединению.

 

Литература иранского Азербайджана

Пришедшая на смену Каджарам династия Пехлеви, запретила использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве. Однако, помимо персидского, многие азербайджанцы продолжали писать произведения на своём родном языке. Среди таковых были поэт Мухаммад Хусейн Шахрияр, писатели Самед Бехранги, Бехзад Бехзади и другие. Под сильным влиянием поэта Сабира в начале XX века творил Мирза Али Моджуз, писавший сатирические стихи, в которых рассматривались социальные проблемы. Основными темами его творчества были бесправие народа ( «Родина», «Что ни день» и др.), его борьба против притеснителей, положение закрепощённой женщины ( «Несчастные девушки» и др.); он также воспевал и Октябрьскую революцию ( «Революция грянет», «Наконец» и др.).

Оккупация Ирана в 1941 году советско-британскими войсками и создание государственного образования в Южном Азербайджана привело к росту стремления к объединению разделённых советско-иранской границей азербайджанцев, но в 1946 году автономное правительство Азербайджана пало и Иран восстановил контроль над регионом. За этот короткий период под влиянием Советского Азербайджана творили такие авторы как Али Туде, Балаш Азероглу, Медина Гюльгюн, Хёкюма Биллури и политический публицист Ферейдун Ибрагими. Особо следует отметить талантливого поэта,творчество которого одинаково знакомо ценителям литературы и на Юге, и на Севере, — человека трагической судьбы, несгибаемого борца Мохаммада Бирия.

После 1946 года чувство близости двух частей Азербайджана дало жизнь новому литературному течению, получившему известность как «литература тоски», дух которого в большей степени выразился в поэзии.

Творчество Шахрияра, который писал на двух языках, широко ценится в обоих странах. Он посвятил свои произведения таким темам как проблема азербайджанского языка и обучение на нём в школах, разделению азербайджанского народа на два государства, а также национал-освободительному движению в Южном Азербайджане в 1945—1947 гг.Огромную славу ему принёс написанный им роман «Хейдар-Баба».

 

Азербайджанская литература после обретения страной независимости

Из писателей современного Азербайджана, наибольшую известность получили кинодраматург Рустам Ибрагимбеков и автор детективных романов Чингиз Абдуллаев. Поэзия представлена известными поэтами Нариман Гасанзаде, Халил Рза, Сабир Новруз, Вагиф Самедоглы, Нусрат Кесеменли, Рамиз Ровшан, Гамлет Исаханлы, Залимхан Ягуб и др. Карабахская война оставила свой опечаток в современной азербайджанской литературе: такие писатели как Гюнель Анаргызы обратились к темам судьбы беженцев, тоске о потерянной Шуше и жестокости войны.

Среди современных писателей Азербайджана особую популярность снискал бывший журналист Эльчин Сафарли. Автор пишет на русском языке, рассказывая о восточной культуре, быте и традициях понятным для россиян языком. Славу «второго Орхана Памука» Сафарли снискал сразу после выхода своей первой книги — «Сладкая соль Босфора».  Его книги выходят в российском издательстве «АСТ». 

 

Архитектура Азербайджана

В XIX веке и начале XX столетия в Азербайджане были известные архитекторы — каменщики, орнаменталисты, мастера архитектурных украшений. Среди них наиболее известными значились: Устад Таги (Шамахы, архитектор; комплекс гробниц «Семь куполов» на Шамахинском кладбище, 1816-1817), Гаджи Магеррам (архитектор; стены Бакинской Джума-мечети, 1822), Мирза Гадим Иревани (художник-орнаменталист; рисунки на стенах иреванского Дворца Сардара, 1850-е годы), Сулейман (каллиграф; эпитафия мечети в абшеронском селении Амирджан, XIX столетие), Мирза Мехти (Гянджа, каллиграф; эпитафия на кладбище Рагимли в нынешнем Геранбойском районе, XIX век), Зейнал и Раджаб (архитекторы; мечеть в апшеронском селении Бильгя, 1839), Зейналабдин (архитектор; мечеть в апшеронском селении Бина, 1844), Мирза Джафар (Шамахы; орнаменталист), Уста (мастер) Ганбар Гарабаги (Шуша, орнаменталист), Сафар (брат мастера Ганбара Гарабаги, орнаменталист), Уста Гурбанали (Шемаха, орнаменталист, Шукюр Ганбар оглу, орнаменталист — все участвовали в декоративном оформлении и восстановлении дворца Шекинских ханов, XIX век), Джахангирбек Алиев (архитектор; генеральный план Агдаша, 1910), Зивербек Ахмедбеков (инженер-архитектор; Тебризская мечеть в Баку) и другие.

Первый этап архитектуры Азербайджана в советский период связан с закладкой рабочих поселков вокруг Баку (Бинагади, нынешний поселок имени М.Э. Расулзаде, поселок имени Бакиханова, поселок Монтино, поселок имени Мамедьярова). Созданные на Абшероне поселки являлись в то время первыми образцами становления советской архитектуры.

Первый генеральный план «Большого Баку», который являлся одним из первых генеральный планов в бывшем СССР, охватывал и новые застраиваемые районы. Наряду с решением жилищной проблемы, усовершенствовалась и транспортная сеть на Абшеронском полуострове. В 1926 году была проложена электрическая железная дорога, связавшая Баку с его нефтяными районами. Прокладка этой первой в бывшем СССР электрической железной дороги было связана с архитектурным решением комплексов новостроек, которые предполагалось возводить вдоль дороги. Среди них наиболее интересным в архитектурном отношении было здание Сабунчинского вокзала (архитектор Н.Г.Баев). Закладка одного из первых жилых массивов — поселка Мамедьярова, относилась к число мероприятий, имеющих общесоюзное значение.

В 1929 году состоялся первый выпуск строительного факультета Азербайджанского Политехнического Института. Молодые архитекторы С.Дадашев и М.Усейнов, приступив к активной творческой деятельности, в короткий срок разработали проекты многих зданий и добились их строительства. Среди них привлекают внимание фабрика-кухня на Баилово (нынешний родильный дом), новый учебный корпус Азербайджанского Индустриального Института (нынешняя Азербайджанская Государственная Нефтяная Академия) (оба в 1932 году), Дом Работников Искусств, ряд жилых комплексов, здание Педагогического техникума в Газахе (все 1933 год).

С начала 20-х годов в Баку стали осуществляться большие работы по озеленению и садово-парковой архитектуре.

В 1958 году памятник М.А.Сабиру в Баку был заменен на нынешний памятник (скульптор Дж. Гарягды, архитекторы Г.Ализаде, А.Исмайылов). Закладка в начале 30-х годов нового Бакинского бульвара (естественное продолжение старого бульвара) способствовала в целом заметному улучшению архитектурно-планировочного обустройства центральной части столицы республики.

Этот период архитектурного развития Баку характеризуется завершением строительства ряда крупных общественных зданий, предусмотренных в генеральном плане на 1924-1927 годы, а также расширением фронта озеленительных работ. Одним из важных мероприятий в контексте осуществления генерального плана была реконструкция участка на пересечение нынешней улицы 28 мая с проспектом Бюльбюля (бывший проспект Кирова). Здание кинотеатра имени Низами и здание прежнего Министерства пищевой промышленности республики (оба в 1937-1939 гг.), возведенные по проектам С.Дадашова и М.Усейнова, и по сей день привлекают внимание по своим пространственно-объемным устройствам и архитектурным решением монументальных строений. С.Дадашев и М.Усейнов в этих проектах творчески воспользовались методами и формами, характерными для античной греческой архитектуры и архитектуры эпохи Возрождения.

В 1933-1936 годах в Баку и других городах республики осуществлялось широкомасштабное школьное строительство. Среди них особо выделяются по архитектурному решению четырехэтажные школьные здания, построенные в Баку и других городах по типовым проектам С.Дадашева и М.Усейнова. Характерная особенность этих проектов заключалась в том, что в них, наряду с национальными элементами архитектуры, применялись и классические формы.

В этот период творческие поиски азербайджанских архитекторов характеризовались тенденцией стремления к сочетанию новой архитектуры с национальными традициями. В развитии этого направления ведущую роль играла совместная деятельность С.Дадашева и М.Усейнова.

Утвержденный в 1939 году проект реконструкции и дальнейшего развития Гянджи .Годжаманлы, А.Р.Слободяник) стал самым крупным после Баку генеральным планом городов республики, разработанным в советский период. После установления советской власти в республике в Гяндже были построены новые промышленные предприятия, школы, институты (здание Педагогического института имени Гасанбека Зардаби; 1940, С.Дадашев, М.Усейнов), кинотеатры, клубы и гостиницы, возведены мосты на Гянджячае. В связи с 800-летием Низами Гянджеви был изготовлен его памятник (скульптор Ф.Абдурахманов, архитекторы С.Дадашев, М.Усейнов), который был возведен после окончания Второй мировой войны (1946 год, Государственная Премия СССР, 1947 год). В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия, в связи с 850-летием Низами Гянджеви, был основательно реконструирован мавзолей великого поэта и мыслителя, спроектированный по традиционному типу азербайджанских гробниц. По проекту архитектора Ф.Имамгулиева устройство мавзолея было заметно изменено.

В конце 30-х годов начались разработки генеральных планов городов Евлах, Ханкенди и Шеки. В этот период характерной особенностью национальной архитектуры Азербайджана явилась строительство многочисленных школьных зданий.

В 1944 году при Совете Народных Комиссаров Азербайджанской ССР было создано Управление по делам архитектуры (первым его начальником был академик С.Дадашев). Эта мера придала мощный импульс активизации архитектурной деятельности. Для дальнейшего развития народного хозяйства Азербайджана появилась необходимость создания новых промышленных центров. С середины 40-х годов начались закладки новых городов — Сумгаита, Дашкесана а затем и Мингячевира.

Прекрасным творением азербайджанских архитекторов и инженеров стало проектирование и строительство Нефтяных Камней — первого в мире уникального городка на стальных сваях. Сооружение Нефтяных Камней было связано с обнаружением в 1949 году крупных месторождений нефти на Каспии. Художественно-архитектурный облик этого необыкновенного городка над морскими волнами определяется «обычными» жилыми домами, корпусами обетов культурно-бытового назначения, оригинальной системой улиц на эстакадах.

Важным этапом в деятельности азербайджанских архитекторов в 1950-х годах стала реконструкция центральной части Баку. На значительной территории в центре столицы были осуществлены работы по перестройке, возведены новые здания, архитектурные ансамбли. Архитектурный облик Баку заметно обогатился за счет построенных в 50-60-х годах зданий Министерства внутренних дел, прежнего Бакинского филиала центрального музея В.И. Ленина (1954, 1955, Н.Меджидов), республиканской библиотеки имени М.Ф.Ахундова (1960, М.Усейнова), Азербайджанского Государственного драматического театра (1960, Г.Ализаде при соавторстве М.Мамедова), Центрального универмага (1961, Н.Кенгерли) и др.

Первые высотные дома в Баку были построены в нагорной части города — на бывшей Советской улице (ныне проспект Н.Нариманова), застройка участка нынешнего проспекта Г.Джавида (нагорное плато) в 50-х явилось одним из крупных мероприятий в архитектурной сфере. Построенные здесь величественное здание Национальной Академии наук республики и комплекс Академгородка (1951-1966, М.Усейнов), жилые дома на проспекте Г.Джавида, реконструкция ранее построенного здания Азербайджанского Политехнического Института (ныне Азербайджанский Технический Университет, 1931-1933, С.Дадашев, М.Усейнов) и другие строения заложили основу создания в Баку нового благоустроенного района.

Здания общественного и культурно-бытового назначения возводились и в других городах республики. В новых городах — Сумгаите, Дашкесане, Мингячевире были построены дома культуры, в Баку и районных центрах республики в массовом порядке возводились кинотеатры, торговые объекты, детские сады, школы. Строительством здания Музыкально-драматического театра в Нахчыване (1961, А.Исмайлов, Н.Меджидов) было положено начало создания нового центра, что предусматривалось генеральным планом города. Построенное в центре Гянджи вытянутое по форме монументальное административное здание (1960, В.Исмайлов, Ф.Р.Леонтьева) заняло особое место в архитектуре города.

Ликвидация в 50-е годы в проектах и строительстве архитектурных излишеств, расширение промышленной базы строительства, и другие принятые меры явились новым этапом в Азербайджанской советской архитектуре. Эти мероприятия предусматривали массовое жилищное строительство на пустующих участках, что означало коренное изменение проектных разработок. На смену индивидуальным проектам пришло промышленное строительство, где на новых домостроительных комбинатах создавались отдельные конструкции однотипных домов, которые собирались на местах. Именно внедрение подобного способа строительства позволило создать за короткое время крупные жилые массивы.

В 60-х годах прошлого столетия начался новый качественный этап развития азербайджанского градостроительства и архитектуры. Именно в эти годы Баку превратился в крупный столичный город.

В самых видных местах в Баку были созданы прекрасные архитектурные ансамбли, новые красивые современные здания определили облик столицы. Абсолютное большинство этих зданий было построено по инициативе и при активном контроле нашего общенационального лидера, тогдашнего руководителя республики Гейдара Алирза оглу Алиева.

Достаточно отметить только тот факт, что в течение рассматриваемого периода Гейдар Алиев внес неоценимый вклад в подготовку и утверждение генерального плана Баку. Он, проявив настоящую дальновидность с точки зрения градостроительства, сыграл важную роль в перспективном развитии столицы Азербайджана. Созданные в тот период в Баку и вокруг него многочисленные промышленные предприятия, объекты инфраструктуры и транспортная система заложили прочную основу для укрепления сегодняшней независимости Азербайджана, для его экономического развития.

В конце 60-х — 80-х годах в Баку были построены ряд крупных общественных зданий и других объектов. Среди них: Здание государственного цирка .Исмайлов, Ф.Леонтьева), дворец «Республика» .С.Шульгин, В.И.Гинзбург, Э.Р.Михиседеков, инженер К.Керимов), гостиницы «Бакы» .Меджидов), «Гарабаг» .Р.Михиседеков), «Азербайджан», «Москва», «Абшерон», новое здание Главпочтамта (автор всех этих четырех проектов — академик М.Усейнов при участии Н.Ахундова и А.Н.Олтетси), Республиканского Статистического Управления .Ханларов и.др.), Бакинского железнодорожного вокзала .Зейналова, Ю.Н.Козлов, Х.Рагимова), Наримановской районной исполнительной власти .Ханларов), Государственного архива политических партий и общественных движений .Зейналова, Ю.Гадимов), Дворца Счастья .Алиев), комплекса Дворца «Гюлистан» .Амирханов, Н.Гаджибеков, Т.Шаринский, Ф.Рустамбекова, Н.Исмайлов, И.Керимов; Государственная Премия Азербайджана 1982), первой очереди комплекса «Восточный базар» .В.Ревазов, П.И.Яриновский), легкоатлетического манежа .Гулиева), Низаминской районной исполнительной власти города Баку .Ханларов, Х.Мухтаров), аппарата Президента Азербайджана .Абдуллаев) и другие, которые еще более обогатили архитектурную красоту столицы республики. Среди крупных общественных строений следует также отметить Спортивно-выстовочный комплекс .Абдуллаев, О.Исаев, Ю.Гадимов, Т.Ханларов), вторую очередь «Восточного базара» .Ревазов, П.Яриновский), 18-тиэтажное здание вычислительного центра .Ханларов, Х.Мухтаров), и другие, которые вызывают значительный интерес объемно-пространственными решениями и архитектурно-градостроительными особенностями.

Автор созданного в этот период в прекрасном уголке в Баку резиденции для руководителей зарубежных государств архитектор Расим Алиев вспоминает, что во время строительных работ Гейдар Алиев чуть ли не дважды в неделю посещал стройку, знакомился с ходом строительства, его проблемами, возникающими трудностями. Еще во время разработки проекта он дал архитекторам основательные указания о том, чтобы они предусмотрели во Дворце помещения, отвечающие требованиям международной дипломатической деятельности. Завоз из-за рубежа различных строительных материалов для этой стройки стал возможным только благодаря заботе и усилиям Гейдара Алиева, его огромным организаторским способностям. Он даже лично выбирал деревья для создаваемого вокруг здания парка. Словом, в создании этого величественного здания проявился во всем блеске синтез архитектурного таланта и международного политического опыта нашего общенационального лидера Гейдара Алиева.

Стремительное расширение Баку, решение вопроса о транспортных связях с отдельными районами столицы, рост численности городского населения настоятельно требовали сооружения в Баку метрополитена. Интересно отметить, что строительство в Баку метрополитена намечалось еще в варианте генерального плана города, разработанном в 1932 году. 6 ноября 1967 года был открыт первый участок (5 станций) первой очереди Бакинского метрополитена. В то время Баку стал пятым в бывшем СССР городом, имевшим подземный электротранспорт.

Открытием 31 декабря 1976 года станции «Низами» завершилось строительство первой очереди (12 станций) Бакинского метрополитена. В 1985 году пуском в эксплуатацию еще четырех станций была завершена вторая очередь, а в 1989 году — открылось движение до двух новых станций, и тем самым была завершена третья очередь Бакинской «подземки».

Бакинский метрополитен вызывает повышенный интерес по оригинальному решению художественно-архитектурных вопросов, высоким уровнем качества строительных работ, синтезом архитектуры и изобразительного искусства.

В 1976 в республике году было торжественно отмечено 850-летие зодчего Аджеми Нахчывани. По случаю этого знаменательного юбилея были, можно сказать, спасены от разрушения редкие по архитектурной значимости гробницы Юсифа ибн-Кусейра и Момине Хатун, созданные этим великим мастером. Были отреставрированы и другие памятники архитектуры Азербайджана, имеющиеся в разных уголках республики. Интенсивно велись реставрационные работы по восстановлению первоначального вида гробниц в Барде, мавзолея «Дирибаба» в Маразе, гробниц в Хазре и Калахане. Активно и планомерно велись работы по восстановлению архитектурных памятников в Шуше, Шеки, Шемахе, Ордубаде, Баку и других городах. В этом отношении особое внимание привлекает реставрация жемчужины азербайджанской каменной архитектуры средних веков — комплекса «Дворец Ширваншахов» в Баку. Восстановление в последнее время в Гяндже древних общественных и культовых зданий, их рациональное использование явилось итогом напряженной работы и усилий исследователей архитектуры. В этом городе проведена работа по капитальному ремонту мечетей Бала Бахманли, Гызылгаджылы, Озан, Зарраби, а также Караван-сарай и другие памятники.

В месте с тем, за последнее столетие архитектура Азербайджана понесла огромные потери. В добавок к этому, с 1990 года Азербайджан подвергся агрессии со стороны Армении. В результате Карабахской войны в самом Карабахе и окружающих его районах (Лачин, Келбаджар, Зангилан, Губадлы, Джабраил, Физули, Агдам) оказались в оккупации армянских агрессоров. Имеющиеся на этих территориях многочисленные памятники Азербайджана были варварски уничтожены.

С конца 60-х годов осуществлены различные мероприятия, приняты решения по проблемам обеспечения сохранности исторически сформировавшихся азербайджанских городов и градостроительных систем в целом. Были объявлены историко-архитектурными заповедниками: Шеки (1968), Ичери-шехер в Баку, Шуша и Ордубад (все трое в 1977 году), поселок Лагич (1980), селение Нардаран (1991), селение Шабран в Девечинском районе (2002), селение Илису Гахского района (2001), долина реки Гарачай в Ордубадском районе (2002), Чыраггала в Девечинском районе (2002), селение Киш в Шекинском районе (2003), селение Пиргусейн Аджигабулского района (2004).

В исторически сформировавшихся городах Нахчыван, Гянджа, Шамаха ведется большая работа в объявленных зонах охраны. Большое внимание уделяется вопросам сохранения ценного исторического архитектурного наследия в городах и других населенных пунктах республики, а также распространению накопленного опыта планирования и строительства в таких историко-архитектурных центрах как Губа, Газах, Лянкаран, Лагич, Барда, Закатала и других, в том числе в селах Абшероне — Нардаран, Гала, Мардакан, а также в селении Тала Закатальского района.

В генеральном плане Баку на период до 200 года предусмотрено объединение с архитектурно-планировочной и объемно-пространственной точки зрения ныне разделенных промышленной зоной строительных районов (Восток и Запад), а также, учитывая нехватку земель, использование под строительство земельных участков, на которых расположены изжившие себя нефтяные промыслы, запасы которых исчерпаны, а также земельных участков, высвободившихся в результате переноса ряда крупных промышленных предприятий на новые места. В генеральном плане также указано, что расширение Баку, создание жилых массивов на огромной территории изменит облик столицы в географическом и масштабном отношениях, обновит ее архитектурно-художественный облик. 

 

Азербайджанская музыка

Народные песни.

В народных песнях, являющихся наиболее древним и важным жанром музыкально-поэтического творчества азербайджанского народа, отражены его чистая, высокая мораль, внутренний мир, чаяния и надежды.

По тематике и содержанию, ясности музыкального и поэтического языка, народные песни делятся на несколько жанровых групп. Среди них можно назвать трудовые песни, церемониальные, бытовые (включая и лирические) и исторические песни.

Наиболее древним жанром народного творчества являются трудовые песни. Наиболее распространенными видами трудовых песен были: у животноводов — так называемые «Саячы созляри», а у земледельцев — «Холавары». К числу наиболее древних образцов трудовых песен относятся: «Чобан авазы», «Туту ненем», «Сагым махнысы», «Чичек, шумла йери», «Шум негмеси» и др.

Еще одним видом песенного творчества азербайджанского народа являются церемониальные песни. В соответствии с исторически сложившимися обычаями и традициями, праздничные и свадебные торжества, а также траурные церемонии сопровождались пением определенных песен, большинство которых до сих пор сохранились среди народа. К числу таких песен относятся образцы народного творчества, которые поются во время сезонных церемоний и посвящены солнцу, огню, дождю и др. природным силам. Такие народные игры и театрализованные церемонии как «Гюн, чых, Гюн, чых! Кехер аты мин чых!» или «Ягыш чагыр», «Хыдыр Ильяс», «Семени», «Коса-коса», «Экенде йох, биченде йох, йейенде ортаг гардаш» сопровождались традиционными церемониальными песнями. Текст таких песен состоял из баяты, являющихся наиболее распространенной формой народной литературы.

Бытовые песни, в свою очередь отличаются по своему содержанию, форме и выражаемым чувствам, делятся на детские, юмористические, сатирические и лирические песни. Детские песни, в особенности колыбельные, которых пели матери своим детям, являются наиболее древним видом бытовых песен. К колыбельным относятся «Нинни», «Лайла» и «Охшама».

Лирические песни представляют собой наиболее богатый и прекрасный вид песенного жанра. Лирические песни составляют наибольшую часть этого жанра. Основное содержание таких песен, как правило, посвящено чувствам чистой любви, восхвалению красоты возлюбленной, разлуке, печали, тоске и др. ощущениям.

Лирическое песенное творчество превратилось в наиболее сильное средство национального художественного самовыражения народа. Часть таких песен, по своему содержанию являются оптимистичными и веселыми, а другая часть отличается печальными чувствами. Характерными чертами песен, условно отнесенных к первой группе, являются широта мелодии, ритмичность, лад «Сегях», а печальные любовные песни, как правило, сопровождаются восклицаниями «ах!», «вай!», соответствующие ладу «Баяты-Шираз». В них обычно чередуются измерения 6/8 и 3/4. К песням первой группы относятся «Гюл оглан», «Яр бизе гонаг геледжек», «Гой гюлюм гелсин» и др., а второй — «Сенден мене яр олмаз», «Ону деме, залым яр» и др. Лирические песни являются более сложной и широкой также по форме. Им присущи форма куплета, а также сложная форма, напоминающая рондо, состоящая из двух частей, повторение вариантного обновления, секвентность и др. черты.

Песни на историко-эпические и героические темы также занимают важное место в песенном творчестве азербайджанского народа. Эти песни начали создаваться с древнейших времен, и, как правило, посвящены какому-либо  историческому событию или народному герою, сыгравшему выдающуюся роль в жизни народа.

Примерами этого жанра можно назвать цикл песен, посвященных Короглу, его возлюбленной Нигяр, соратникам по борьбе — «дели» (буквально: «безумец»), а также преданному коню Гырат.

Были сочинены дастаны и песни, посвященные народным героям Гачаг Наби, Гачаг Керем, Гачаг Исмаил, Дели Алы, Ганадлы Нагы и др. В числе таких песен можно назвать «Геден гелмеди», «Пияда Короглу», «Гачаг Неби» и др.

Танцы

Наряду с широко распространенным в народе песенным жанром важную часть национальной фольклорной музыки азербайджанского народа составляет танцевальная музыка. Народные танцы представляют собой основу национальной инструментальной музыки. Танцы, созданные народом в течение столетий переходили из поколения в поколения в устной форме. Для танцевальной инструментальной народной музыки Азербайджана характерны разнообразие мелодий, симметричность структуры, разнообразие диапазонов, постепенное развитие, метод повторения, секвенции и вариации. Танцы отличаются специфическими ладовыми основами, метроритмическими особенностями и разнообразием форм. В танцах, как и в народных песнях, отражены чувства, ощущения, характер и темперамент народа.

Среди народных танцев особо отличаются женские танцы, например «Вагзалы», «Узундере», которым присущи лиричность, тонкость и др. черты. Есть такие танцы, которые исполняются только женщинами. К ним относятся «Нелбеки», «Джейраны» и др. Мужским танцам присущи быстрый ритм, выражение бойких чувств, силы и темперамента. Примерами мужских танцев являются «Гайтагы», «Дженги», «Газагы», «Ханчобаны» и др.

У азербайджанского народа есть и такие танцы, которые исполняются коллективно. Большинство из них сопровождают трудовой процесс и бытовые церемонии. Танцы «Халай» относятся к этой группе, а танец «Вагзалы», как правило, сопровождает свадебную церемонию. Танец «Гёрек ким кими йорду» также является представителем группы танцев, совместно исполняемых мужчинами и женщинами. Наиболее распространенным и наиболее древним коллективным танцем азербайджанского народа является «Яллы», корни которого уходят к древнейшим временам.

Мугам. В музыкальном фольклоре Азербайджана наряду с песнями и танцевальной музыкой развивались также жанры устных профессиональных исполнительских традиций народа. Наиболее значимыми представителями таких жанров являются мугамы. Мугамы в Азербайджане представляют собой высшие образцы вокально-инструментальной композиции народа, отличающейся эмоциональным смыслом, глубиной и сложностью идейного содержания. Многовековое постепенное развитие мугамов, начавшееся с древнейших времен привело к становлению и совершенствованию этого жанра. В классической восточной музыке «мугамат» или «мугам-дестгях» (набор) состоял из 12 мугамов — Ушшаг, Нэва, Абусалик, Раст, Ираг (или Эраг), Исфахан, Зерифкенд, Бузрук (Бозорг), Зэнгуле, Ревахи, Гусейни, Хиджаз; 24 отделений, 48 «гуше», 6 «авазов», рэнгов и теснифов. В азербайджанской музыке термин «мугам» употребляется в двух значениях. Во-первых мугам — то же самое, что и лад. В современной азербайджанской народной музыке существуют 7 основных ладов или мугамов: Раст, Шур, Сегях, Чахаргях, Шуштер, Баяты-Шираз, Гумаюн и несколько дополнительных мугамов. Во-вторых, мугам означает музыкальное произведение, отличающееся чрезвычайно сложной и интересной, своеобразной структурой, состоящей из нескольких частей. По форме мугам сравнивают сюитой-рапсодией или симфонией. Каждый мугам строится на определенном ладе и развивается в рамках строго определенных правил и порядков. Исполнители мугамов в азербайджанской музыке — ханенде и сопровождающий его отряд музыкантов — «сазенде» (трио — тар, каманча и гавал) или соло-инструменталисты, в зависимости от их творческой фантазии, умения и таланта, в течение многих столетий дополнили мугамы многочисленными изменениями, новыми оттенками, «зэнгуле» и др. Ханенде исполняли мугамы на основе лирико-философских гезелей известных поэтов Хагани, Низами, Насими, Физули и др.

В мугам-дестгяхах импровизационные части мугама чередуются точными метро-ритмическими отрывками дестгяха — вокальными теснифами и инструментальными рэнгами. Азербайджанские мугамы, в отличие от мугамов других народов, выделяются изобилием импровизаций и яркостью. Поэтому профессиональные исполнители мугама выступают также как творцы этих мугамов. Зерб-мугамы «Хейраты», «Аразбары», «Овшары», «Мансурийе», «Симайи-Шемс», «Кереми», «Кэсме шикэсте», «Гарабаг шикэстеси» представляют собой особый вид вокально-инструментальных мугамов Азербайджана. Главная отличительная особенность этих мугамов состоит в том, что партия вокальной импровизации мугама в исполнении ханенде имеет точное метроритмическое сопровождение. При этом, основное место в трио сопроводителей занимают гавал или нагара. Измерение сопровождения чаще двух ударное. Вокальным партиям зерб-мугамов присуща богатая орнаментальная мелодия, начинающаяся в верхнем регистре.

Ашугское творчество. Наряду с мугамами, музыкально-поэтическое творчество ашугов также занимают заметное место в профессиональных устных традициях азербайджанской музыки. Слово «ашуг» образовалось от слова «эшг», означающего влюбленность, в данном случае влюбленность искусству. Как термин слово «ашуг» стало употребляться примерно в XIV веке. Еще в древности ашугское искусство выражало чаяние и желание народа, и по этой причине данный вид музыкального искусства был весьма популярным и известным в народе.

Ашугское творчество, по своей основе являющееся демократическим, отличается весьма широким и разнообразным содержанием. Ашугское искусство включает в себя древние эпические дастаны, песни, воспевающие свободу и героизм народа, а также сатирические и юмористические песни, в которых воспеваются дружба и любовь. Ашугское искусство является синтетическим искусством, т.е. ашуг сам пишет стихи, сочиняет музыку, играет на сазе и сам же танцует. Часто исполнение ашуга сопровождает исполнитель на балабане и ансамбль духовых инструментов, но основным музыкальным инструментом ашуга является саз. Саз — древний азербайджанский музыкальный струнный инструмент. Поэты всегда воспевали саз за его прекрасный тембр. Наиболее распространенным жанром ашугского творчества является дастан, в частности, героико-эпические дастаны. В дастанах вокально-инструментальные части чередуются фрагментами диалога в стихах.

Особо известен дастан о народном герое XVI столетия, смелом и бесстрашном Короглу, выступавшем против феодалов и иноземных захватчиков. В этом дастане есть несколько песен, которые посвящены воспеванию подвигов Короглу. К ним относятся песни «Короглу дженгиси», «Атлы Короглу», «Пияда Короглу», «Короглу» и др. Песня «Мисри» на тему героизма часто исполняется во время диалога ашугов. В таком диалоге могут участвовать два, три и даже четыре ашуга, которые импровизируют на определенную тему.

В лирическом жанре ашугского творчества особо известны так называемые «гезеллеме», в которых восхваляется герой песни. «Гезеллеме» могут быть посвящены любимой, красивой женщине, а также герою, например, Короглу или его легендарному коню Гырат. Часть ашугских песен, как «Яныг Кереми», «Дилгеми», наполнены тоской и печалью, а другая часть, например «Афшары», «Шерили» — отличаются ритмичностью и относятся к прекрасным образцам ашугской лирики.

В ашугском творчестве заслуживает интерес также стихи в жанре «устаднаме», состоящие из песен-наставлений.

Жанры национальной поэзии — гошма, мухаммес, устаднаме, гыфылбенд, а также их поэтические формы — герайлы, дивани, гошма, теджнис — наиболее любимые формы творчества ашугов. Эти формы могут войти и в текст дастанов.

Наиболее распространенной мерой стихов в ашугском творчестве является слог. Большинство ашугских песен имеют форму строф — куплетную форму. В начале каждого куплета бывает инструментальное введение и каждый куплет отделяется от другого инструментальным соло.

Азербайджанские ашуги распределены по определенным зонам и их манеры исполнения отличаются по специфическим особенностям местного творчества. Например, ашуги, представляющие каждый из регионов Геокча, Гянджа, Кельбаджар, Газах, Товуз, Борчалы, Ширван и Сальян, заметно отличаются своим индивидуальным мастерством и с особой стойкостью берегут традиции ашугского искусства.

В древности и в средние века ашугов называли «озан», «варшаг», «деде».

Наиболее древним письменным источником, посвященным жизни, любви, патриотизму и героизму древних озанов — предков современных азербайджанских ашугов, является народный дастан «Китаби Деде Горгуд», относящийся к VII веку.

1300 лет тому назад наш прадед — Деде Горгуд мечтал о мире и спокойствии в наших краях, домах, желал, чтобы озаны пели и играли. Ибо озан — это мудрый аксакал, осведомленный обо всем, знающий «и добрых и злых мужей». Сам Деде Горгуд был именно таким озаном. Основным музыкальным инструментом огузских озанов был гопуз. Согласно мифологическим преданиям этот инструмент был изобретен именно Деде Горгудом, который прекрасно исполнял на нем.

Исторически озанско-ашугская музыка Азербайджана имела огромное влияние на другие отрасли и виды нашего музыкального фольклора, а в последующем и на творчество современных композиторов. Впервые неповторимыми особенностями ашугской музыки с высоким профессионализмом и умением воспользовался великий композитор У.Гаджибеков своем коронном произведении опере «Короглу»). Другой наш известный композитор Гара Гараев мастерски сочетавший специфику ашугской музыки с техническими средствами современной музыки был Гара Гараев, который во второй части своей третьей симонии сумел создать их прекрасное сочетание.

 

Азербайджанское кино после обретения страной независимости

В 1991-ом году Азербайджан приобрел независимость и перед азербайджанским обществом появились качественно новые цели и задачи. Построение в Азербайджане новых моделей развития национальной идеологи и общества, другие аналогичные социальные проблемы стали приоритетным направлениями исследований гуманитарных наук.

С 1990-го года количество снятых в Азербайджане фильмов стало заметно меньше по сравнению с предыдущими годами. Тем не менее, за эти годы азербайджанские кинематографисты обращались к весьма важным жизненным темам и сняли фильмы, отвечающие эстетическим требованиям нового времени ( «Яраса» (режиссер А.Салаев), «Чужое время» (режиссер Г.Мехтиев), фильмы Вагифа Мустафаева).

Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев сыграл огромную роль в развитии азербайджанской кинематографии. Он очень высоко ценил кино среди видов искусства и при этом особо подчеркивал, что деятелями азербайджанской кинематографии созданы десятки высококачественных экранных произведений, рассказывающих об историческом прошлом и современной жизни нашего народа.

Еще в 1970-80-е годы, когда Гейдар Алиев был руководителем Азербайджана, он с особой заботой и уважением относился к труженикам киноискусства, всячески способствовал развитию этого вида искусства. После избрания на пост Президента Азербайджана Гейдар Алиев продолжал проявить заботливое отношение и любовь к деятелям киноискусства республики. Говоря о ценных традициях киноискусства Азербайджана, Гейдар Алиев высоко ценил ряд художественных фильмов, снятых на исторические темы.

Наш народ с большим интересом смотрит документальные фильмы, посвященные Гейдару Алиеву, его многосторонней деятельности. Одним из наиболее ценных фильмов, снятых о Гейдаре Алиеве, является фильм «Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев», снятый известным режиссером Андреем Карповым — автором целого цикла фильмов. А.Карпов поставил перед собой цель создать цикл фильмов о президентах стран-участниц СНГ. Его первый фильм из этого цикла посвящен Президенту Азербайджана Гейдару Алиеву.

В съемках этого фильма, последовательно воспроизводившего наиболее важные моменты напряженной, содержательной и сложной жизни главы нашего государства, принимали участие и азербайджанские деятели кино и телевидения. С особым мастерством сняты эпизоды, описывающие Президента на рабочем месте, на встречах с беженцами, у себя дома, в кругу детей и внуков. В фильм также включены кадры о поездке Гейдара Алиева в Мекку.

Вторым фильмом, рассказывающим о широкой и многосторонней деятельности Президента Азербайджана, является фильм «Жизненный путь — пример для всех», снятый оператором О.Шихалиевым по сценарию Н.Сафарова. В этом экранном произведении лаконично отражена деятельность Гейдара Алиева после 1990-го года.

В последние годы особое внимание заслуживают фильмы сценариста и кинорежиссера Вагифа Мустафаева, рассказывающие о деятельности Гейдара Алиева. Его фильм «Момент истины» вызвал особо большой интерес зрителей. Кроме того, Вагифом Мустафаевым уже сняты 9 фильмов 12-серийного фильма «Гейдар Алиев», посвященного жизни и деятельности общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева:

 1. «Генерал»

 2. «Первый»

 3. «Москва. Кремль»

 4. «Лидер»

 5. «Судьба»

 6. «О настоящей любви»

 7. «История одной зависти»

 8. «Профессионал»

 9. «Патриот».

Один из перечисленных фильмов — картина «О настоящей любви» отличается особо большим успехом. Этот фильм был удостоен главного приза и специальной премии на Четвертом Евразийском Телефоруме, проводившемся в Москве. Фильм «История одной зависти» удостоен одной из основных наград на фестивале документальных фильмов, проводившемся в 2002-ом году в Екатеринбурге, а также Гран-при в 5-м Евразийском Телефоруме, состоявшемся в Москве.

Эти фильмы с большим успехом продемонстрированы во многих странах.

Контракт, заключенный в Баку с известными нефтяными компаниями мира нашел свое отражение в фильме Вагифа Мустафаева «Контракт века».

Среди современных режиссеров, продолжающих традиции азербайджанского киноискусства с тематической точки зрения заслуживают особое внимание фильмы Гусейна Мехтиева, Джаваншира Мехтиева, Явера Рзаева, Ниджата Фейзуллаева, Аяза Салаева, Эльдара Гулиева, Расима Оджагова, Октая Миргасымова. Фильмы, снятые режиссером Гюльбениз Азимзаде также удостоены наград в многочисленных кинофестивалях. 

Поздравляем
Наверх